22 ноября 2024 г., ПЯТНИЦА, (9 ноября ст.)
ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ • ВОРОНЕЖ

9 октября 2018 г • "Традиционные ценности – основа единства России"

Интервью митрополита Воронежского и Лискинского Сергия воронежской областной газете "Коммуна". Опубликовано в выпуске N 78 (26825) от 09 октября 2018 года.


"ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ – ОСНОВА ЕДИНСТВА РОССИИ

Актуальная тема / Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий – о войне и мире, международном терроризме и противостоянии России мировым силам зла; о малоизвестных фактах российской истории; о сохранении исторической памяти и воспитании молодежи в традициях патриотизма и серьезного отношения к своей роли в жизни страны.

Сегодня как никогда остро встает вопрос мира на земле. Четыре года боевых действий на территориях граничащих с Россией Донецкой и Луганской областей, где проживают наши братья по вере, русский народ. Два года операции в Сирии против международного терроризма. Есть опасность того, что со временем появятся новые очаги вооруженного противостояния вблизи границ России. Как это нарастающее напряжение воспринимается духовными лицами? Не возникает ли ощущение того, что ведется борьба сил зла против России, как хранительницы традиционных ценностей, основанных на нашей тысячелетней православной культуре? Эти и другие вопросы о войне и мире мы адресовали митрополиту Воронежскому и Лискинскому Сергию.

Знакомим наших читателей с самыми интересными моментами беседы Владыки с "коммуновцами":

НЕ ПОВТОРЯЙТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ОШИБОК!

Как всегда, митрополит Сергий отвечает развернуто, с глубоким анализом ситуации:

– Духовные, культурные, исторические ценности России формировали самосознание нашего народа, воспитывали любовь к Отечеству, его многовековым традициям. К сожалению, некоторая часть нашей интеллигенции, еще в царское время, затем в советский период, а теперь и в наши дни предпринимает попытки убедить народ, что России должно следовать за Европой и всему у нее учиться. Говорят: там свобода, секрет счастливого будущего, "свет светлее и молоко вкуснее". Но Божественная мудрость свидетельствует, что истинная свобода обретается людьми только через Христа: "Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства" (Гал. 5, 1). На протяжении истории человечества многие провозглашали лозунг приоритета духовных ценностей. Например, в США первые переселенцы ехали с желанием построить страну совершенной свободы, где будут обитать только они и Бог. Народ принял эту идею и пошел за ними. Но государство, провозгласившее свободу как свою основу, созидалось трудом рабов. Коренные народы были вытеснены с родной земли и обнищали, некоторые из них подверглись полному истреблению. Произошло слияние обычаев, традиций и культур различных народов, фактически появилась новая нация, не помнящая своих исконных корней…

Сегодня Америка стала значительной частью развитого мира, его экономики, политики, культуры, а ее история – неотъемлемый элемент мировой истории, – говорит Владыка Сергий. – Но американцы успели забыть, что Россия одной из первых признала США самостоятельным государством. Установились дипломатические и коммерческие контакты. "Благодаря" Российским революциям потекло туда наше национальное золото, переселились за океан лучшие инженеры, изобретатели, иные таланты... Так становление одних стран "совпадало" в разорением других. Прямо по басне Крылова: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать". К сожалению, со времен Ивана Андреевича мало что изменилось и в международных отношениях.

Вековая тоска интеллигенции по "свободной Европе" привела к тому, что у нас стали воплощаться идеи, которые разрабатывались в иных политических и экономических условиях. Для России они изначально были чужеродными, – отмечает Архипастырь. – Нельзя забывать, через горнило каких испытаний мы прошли вследствие принятия тех идей. Государство из православного стало атеистическим; причем пострадали на только верующие – множество неповинных граждан погибли за политические убеждения. Международным революционным силам типа Коминтерна вольготно было действовать в Советском Союзе. После Октября 1917 года марксизм насаждался и в Китае, и в других странах Азии, – везде, по всему миру. В Африке поныне сохраняются постколониальные тенденции, которые препятствуют развитию этого богатейшего континента. Вывозится уголь, серебро, золото и алмазы; происходит активное выкачивание природных ресурсов, а народ продолжает жить в нищете…Необузданная алчность и бесчеловечность воцаряются в мире, ставящем во главу угла материальное обогащение и отвергающем Христа, Его заповеди, Его свободу от греха и страстей.

Мы не должны становиться на путь, чуждый нам по своим "ценностям" и греховный с точки зрения Церкви, – путь, который сейчас навязывают всему миру Европа и США. Нам следует жить согласно тем культурным и духовным традициям, которые завещали наши отцы и деды, созидавшие великую державу Святой Руси, – подчеркивает митрополит Сергий. – Нужно открыто рассказать молодому поколению, что в период становления СССР уже было опробовано многое, объявляемое сейчас новым и прогрессивным: гомосексуальные браки, разложение семьи, ювенальная юстиция… Все это было испытано в России в 20-е годы ХХ века – и народ не принял, отказался от этого безумия как от негативного элемента общественной жизни. Не нужно забывать уроков истории: ничего хорошего такое беспамятство не принесет.

ГЛАВНОЕ – СОХРАНИЛАСЬ ЦЕЛОСТНОСТЬ СТРАНЫ

Общеизвестно, что Россия – крупнейшая страна в мире. И ее население было тоже самым значительным.

– Если бы не многомиллионные потери человеческих жизней, которые наше Отечество понесло в двух мировых войнах, в братоубийственной усобице гражданской войны, а также в периоды голода и репрессий, – наша страна и сегодня имела бы самое многочисленное население в мире, – убежден глава Воронежской митрополии. – Нельзя сказать, что советские деятели были политически близоруки или некомпетентны, но они находились под давлением навязанных стереотипов, штампов, обязывающих связей. Например, промышленники привозили из-за границы рецепты мороженого, колбасы; американцы проектировали для нас "стройки века", электростанции, заводы. Все это воспринималось как должное, пока не началась перестройка, своего рода революция, в конце 1980-х. Слава Богу, это политическое перерождение страны прошло бескровно. Тогда тесные контакты с США привели к экономическому контролю производства и банковской системы нашей страны Америкой и Западной Европой. Нависла реальная угроза раздробления России на составные части. К счастью, вскоре пришло время пересмотра политического курса. Главное – что среди всех нападок и испытаний того времени сохранилась целостность страны. Наша новейшая история, начиная с 1990-х годов, достойна того, чтобы ее хорошенько изучили и сделали выводы на будущее.

Мы гордимся тем, что живем в XXI веке, – с улыбкой продолжает Владыка Сергий, – но в плане внутреннего, духовного и нравственного роста людей почти ничего не изменилось! Что определяет сознание человека? – Его внутренняя культура. Люди стали более развитыми и опытными, но, при отсутствии должного уровня культуры, как часто этот опыт используется для недобрых целей, для подчинения и уничтожения себе подобных!.. Раньше угнетатель приходил с булавой или мечом, теперь – с ракетами и сверхточным оружием. Чтобы избежать печальных последствий, приходится и нам защищаться теми средствами, которые понимают наши "оппоненты". Но хочется верить, что национальные лидеры и правительства все же найдут духовные силы строить отношения между государствами на основах человечности, взаимного уважения и братства. Только при условии сохранения этого фундамента можно надеяться на мирное и дружественное сосуществование государств на всех континентах.

Владыка вспоминает, как он был участником внутриполитической жизни конца 1980-х – начала 1990-х годов и видел эти процессы, что называется, изнутри.

– Прекрасно помню: народ в то время испытывал нужду в самом необходимом. В начале 1991 года я был назначен Председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Мы получали из разных концов Европы и Америки гуманитарную помощь, приезжали специалисты по ее распределению, был жесткий контроль. Помню одну встречу на территории завода: людей не распускают, но они еще надеются, что завод вновь заработает, будет выпускать продукцию. Эмиссары раздают этим людям рис, масло, другие продукты питания, разговаривают с заводчанами на прекрасном русском языке. Рабочие им жалуется, что завод-кормилец простаивает. А те их ободряют: "Ну и пускай стоит, не работайте, мы вас прокормим. Привезем все необходимое". Когда я это услышал, мне стало очень жалко наш народ. Но тогда еще не было общего понимания, что мы должны отказаться от этой недоброй миссии, и ее сохраняли, пока это было возможно. Позже государственные умы просчитали, к каким негативным последствиям это может привести, и решили: "Нет, мы не нищие! Гуманитарную помощь ни в каких объемах принимать не будем".

ЛУЧШЕЕ ВОСПИТАНИЕ – ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ

Наш разговор плавно перетек к темам, касающимся будущих поколений. Не секрет, что современная молодежь склонна больше к легкомыслию и развлечениям, а не к возвышенным порывам или размышлениям над серьезными вопросами жизни. Как научить детей хранить традиции высокого патриотизма?

– Конечно, многие скажут, что за это государство ответственно, – рассуждает митрополит Сергий. – Оно может средства выделить, привлечь людей к работе по разным программам. Например, спортивные школы: кто их может организовать? Кроме государства – никто. Пожалуй, это могут сделать состоятельные люди, но для этого их нужно заинтересовать.

Владыка одобряет идею разделения Министерства образования и науки на Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Название, по его мнению, имеет глубокий смысл. Человек действительно должен быть просвещен, не только получить сумму знаний, но и усвоить верные представления о ценностях жизни. И первое, что формирует личность – это воспитание в семье.

Сделайте так, чтобы дети стали вашими друзьями, всецело доверяли вам, а вы были бы друзьями своих детей, – советует Архипастырь. – Я часто вспоминаю слова Маяковского и вновь их приведу: "Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: "Что такое хорошо и что такое плохо?" Важно, чтобы ваши "крохи" приходили задавать важные вопросы о добре и зле именно к вам, и чтобы папа и мама не снимали с себя ответственности, говоря: "Иди, прочитай в энциклопедии". Лучшее воспитание – пример родителей, но все мы, современные люди, к сожалению, достаточно испорчены. Ценность брака супруги часто видят не в том, чтобы созидать, совершенствоваться, воспитывать детей, а в том, чтобы обеспечить себе комфорт, развлечения и наслаждения. Не найдя понимание и опору друг в друге, родители перестают воспринимать и своих детей, они становятся "ненужным приложением", болезненным напоминанием о трагедии распавшегося брака – и от них отказываются, бросают. Общество возмущается, что новорожденных иногда оставляют в больницах. Но это старинная практика, в том числе европейских стран – там в монастырях, особенно женских, молодая мать могла оставить ребенка в специальных ясельках. (Подобное можно наблюдать в монастырях Неаполя и в других городах). Монахи берут малыша на воспитание, дают ему прекрасное образование. Немало хороших людей вышло из этих монастырских школ. Детей они подготавливают не к монашеству, а к обычной семейной жизни. У нас же этот опыт пока не прижился. Государству нужно создавать серьезные институты детских домов, которые на должном уровне исполняли бы свое благое дело. Пока это не так, и когда подросший ребенок из детдома вступает в самостоятельную жизнь, то зачастую не знает, как пользоваться плитой или духовкой, не умеет планировать расходы денежных средств, ни имеет и других элементарных навыков. Мне приходилось сталкиваться с такими людьми, к сожалению, многие из них пополняют криминальную среду. Почему? – Именно потому, что общество от них отмахивается: "Вы совершеннолетние, устраивайте свою жизнь как хотите". Вырос, лишился опеки детдома – и все, никому не нужен. Практических навыков и трудового опыта нет, на хорошую работу устроиться невозможно, цену деньгам не знает… А в криминальном мире тренированные "психологи", они быстро "обрабатывают". Так из бывших детдомовцев получаются преступники – вовсе не из-за злого сердца, а вследствие обстоятельств, которые общество не желает пока изменить. Опекая детский дом, мы всегда ставим задачу: вывести подрастающего ребенка на верный путь, помочь устроить его судьбу.

"НИКОГДА НЕ БРОШУ КАМЕНЬ В СОВЕТСКОЕ ПРОШЛОЕ"

Роль семьи в жизни каждого отдельного человека трудно переоценить. Как достойный образец семьи Владыка Сергий привел пример Царской семьи последнего Российского императора Николая II.

– Когда я учился в школе, нельзя было даже упомянуть имя какого-либо царя, кроме Петра I или Иоанна Грозного, – рассказывает митрополит Сергий. – Остальные объявлялись тиранами или недоумками. Императора Павла Петровича и вовсе изображали человеком невменяемым, хотя он был очень умным политиком, за что и пострадал. Я глубоко убежден, что условия для монархического строя в России уже миновали, они не для нашего времени. Однако жизнь Царской семьи императора Николая II требует серьезного изучения, в том числе как феномен в воспитании детей. Свидетельства современников рисуют их образы светлыми, благородными. При этом характеры их были чужды высокомерия и чванства. Например, младшие до определенного возраста донашивали одежду за старшими. Императрица штопала детям носочки и чулочки. Цесаревичу Алексию подбирали воспитателей из народа, он дружил с ровесниками из крестьянских семей. Это была продуманная система, – утверждает Владыка митрополит, – чтобы воспитать человека, знакомого с жизнью своего народа. "Их истинное величие проистекало не из царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись, – писал в своих воспоминаниях воспитатель цесаревича Алексия Пьер Жильяр. – И в самом своем уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти".

В прошлом нашем интервью глава Воронежской митрополии рассказал о малоизвестных фактах революций 1917 года и об уроках минувшего столетия. В этом году приходится знаменательная для нашей страны дата – 100-летие мученической кончины Царственных страстотерпцев. И это повод для продолжения разговора. Почему вокруг убийства Царской семьи до сего дня не стихают споры и разногласия?

Расстрел Царской семьи – трагедия для нашей страны, – убежден митрополит Сергий. – Была поставлена точка на монархическом прошлом России. Отречение императора Николая II от престола акт, может быть и недальновидный, но глубоко патриотичный. Его целью было – сохранение страны и народа на краю пропасти. И если Николай II отрекся от личной власти в пользу своего брата Михаила, то тот отрекся от престола за всех Романовых. Это был поворотный пункт истории. За триста лет царствования династии Романовых Россия стала могущественной державой. Если бы Первая мировая война окончилась при правлении императора Николая II, то авторитет России в мире (как при Александре I после Отечественной войны 1812 года) позволил бы направлять политические процессы в нужном для страны направлении. Но вышло иначе. Третьего марта 1918 года был подписан Брестский мир. Результатом этого договора стало отторжение от России Польши, Финляндии, Латвии, Литвы, Эстонии, Крыма, Украины и Закавказья. Это колоссально подорвало экономическую мощь страны.

Как бы развивалась история, если бы Николай II предотвратил революцию и остался жив, можно только предполагать. История не имеет сослагательного наклонения. Но, тем не менее, историки любят порассуждать на тему, если бы Николая I и Николая II поменять местами, было бы очень хорошо для России.

Вполне возможно, что Император Николай I покончил бы с революционными движениями, как ему удалось преодолеть враждебные течения, которые были в стране в его время – с декабристами, масонами, – считает и митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. – Хватило бы на это сил у последнего Императора – не знаю: он показал себя либералом, дал развиться демократическому движению, которое, оформившись в определенную силу, привело его к свержению и, впоследствии, к расстрелу.

Над могилой Императора следует, конечно, поплакать и помолиться, – по-христиански призывает Владыка. – И его время я бы призвал историков и политиков глубоко проанализировать. Некоторые боятся этого анализа, но бояться здесь нечего – мы не возвратимся к монархии, нет! Взгляните на пример наших "соседей": королевская власть в Испании была сброшена в 1931 году; в 1936-м началась Гражданская война, в которой победил Франсиско Франко под явно монархическим лозунгом. В 1947 году испанский диктатор заявил, что после его смерти монархия будет восстановлена и лично занялся воспитанием Хуана Карлоса, внука последнего короля Альфонса XIII. Хуан Карлос взошел на престол в 1975 году, после смерти Франко. Но сегодня кто с королем считается? – Никто. Сходную картину мы наблюдаем и в Англии.

"ЭТО ТВОЯ РОДИНА, ЭТО ТВОЯ ЗЕМЛЯ"

– Необходимо знать и правильно понимать все, что происходило в нашей стране и не воспитывать народ в ненависти к своему прошлому, – противостоит антипатриотическим выпадам митрополит Сергий. – Я родился и воспитывался во времена Советского Союза и никогда не брошу камень в советское прошлое. Конечно, многое пришлось пережить, со многим не я соглашался, но никогда не выступал против этого строя. Так я был воспитан своими родителями, которые говорили мне: "Это твоя Родина, это твоя земля". Когда начались перемены в Советском Союзе, а затем в новой России, я принимал участие в различных дискуссиях, знал наших демократов и либералов, но в политическими играми никогда не занимался.

Не нужно бояться прошлого – оно наше, – высказывает свою точку зрения Архипастырь. – Следует проявлять мудрость, потому что есть секретные вещи, еще живы люди, которые, может быть, уже поменяли свои взгляды – желательно сохранить их доброе имя. Печальные плоды может дать разлагающая работа, которая ведется на нашем телевидении некоторыми ведущими: вспоминают недостойные поступки конкретных людей, очерняют и живых, и ушедших в мир иной... Какое право имеют эти люди обсуждать на всю страну частные случаи из чужой жизни?! Получается: любого возьми и он окажется с изъяном, с червоточиной; мы не умеем видеть внутреннего подвига человека. Показывают известную артистку в старческой немощи, совершенно забывая о прекрасных образах, созданных ею на сцене и в кино. Это недостойно и разрушает нравственные ориентиры общества!

Мы начинали с Вами беседу о России, но стоит взглянуть на общую картину развития политической и экономической жизни общества в мире, – и становится ясно, насколько все взаимосвязано, переплетено, – резюмирует митрополит Сергий. – И Россия из этого процесса не выпадает, она развивается, идет в ногу со временем, строит конструктивные отношения с братскими странами и народами, превозмогая возникающие сложности и нестроения. В сложном, порой враждебном мире Россия пытается сохранить единство и спасительное чувство национальной, исторической и культурной идентичности. Слава Богу!

Подготовила Галина Рохмин".

ФОТОРЕПОРТАЖ
АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.