18 ноября 2018 г • Храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы пос. Давыдовка Лискинского района
Давыдовка - поселок, расположенный на левобережной пойме реки Хворостань (приток Дона), в 30 км от города Лиски. Прежнее название - Новоя Хворостань (Давидовка).
Село основано в 1766 году бывшими монастырскими крестьянами-переселенцами. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: "Село Давидово получило название свое потому, что первые поселенцы были прежде крестьяне Давидовой пустыни (в Московской губернии). Названа же Хворостанью от реки, на берегу которой расположено село. Новою Хворостанью названа в отличие от другаго села - Хворостани, население которой было ранее с. Давидовки. Село Давидово находится близ Воронежско-Ростовской железной дороги...". Впервые Давыдовка документально упоминается в книге "Вся Воронежская земля" воронежского краеведа Валентина Прохорова. Здесь он упоминает о том, что в 1770 году в Новой Хворостани имелась деревянная церковь. В другом источнике - седьмом выпуске издания Воронежского церковно-архитектурного комитета "Старина" за 1908 год, сообщается о том, что 8 октября 1773 года жители села Новая Хворостань Коротоякского уезда Воронежской губ. пишут прошение об освящении у них церкви.
О Казанской церкви архиепископ Дмитрий (Самбикин) в своих трудах пишет: "Казанская церковь в селе Давидовке, или Новой Хворостани, Коротоякскаго уезда, каменная, весьма красивой архитектуры, с колокольнею, построена в 1832 году на месте прежде бывшей и посвященной в честь Владимирской иконы Божией Матери. Прежняя деревянная церковь сгорела в 1827 г. В церковной ограде две каменные лавки. В Давидовской церкви один причт. Пахатной церковной земли 33 десятины. На землю был план, но он сгорел в 1827 году. Прихожан 1400 душ".
Украшала церковь трехъярусная колокольня, на которой находилось 18 колоколов. Самый большой из них весил 8,5 тонн. Внутри храм также был богато украшен. Известно, что в храме имелись два придела во имя св. пророка и царя Давида, а также в честь Архистратига Михаила.
По данным Воронежской епархии за 1900 год, в штате Казанской церкви состояли: два священника, диакон, псаломщик-диакон и псаломщик. Составитель этого справочника Никольский указывает год основания церкви - 1842. Церковь владела 66 десятинами пахотной земли, в приходе числилось 480 дворов, в которых проживало 3527 человек.
В 1900 году, в связи с тем, что прежний храм перестал вмещать всех прихожан, жители села Давыдовки обратились к правящему архиерею с просьбой построить еще одну церковь. В 1911 году по благословению архиепископа Анастасия (Добрадина) был освящен камень в основание храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Через пять лет строительство завершилось. На средства прихожан был куплен фарфоровый иконостас. Иконы были написаны мастерами из Петербурга. Храм был украшен прекрасными росписями. Помимо основного престола, он имел два боковых предела – в честь Вознесения Господня и святителя Николая Чудотворца. Новая церковь была построена близко к алтарной части старой церкви, но вскоре стену разобрали и храмы соединились.
В 1930-х в Казанском храме был уничтожен фарфоровый иконостас, а здание использовалось под склад. Второе рождение храма произошло в 1943 году - именно тогда в нем возобновились богослужения. Несмотря на утраченное внешнее благолепие храма, церковная жизнь в Давыдовке постепенно налаживалась. К началу 1960-х годов здесь служили два священника, два диакона, а также располагалась община из монашествующих, переселившихся в Давыдовку из разоренной Оптиной пустыни.
Но в 1962 году власти вновь решают упразднить приход. Формальным поводом для этого служило наличие трещин в алтарной части. Власти утверждали, что здание находится в аварийном состоянии и является опасным для верующих. В то же время со стороны Совета по делам религий Лискинского района происходили постоянные провокации против настоятеля храма, что вынудило священнослужителя покинуть Давыдовку в 1963 году. С этого времени богослужебная жизнь в приходе прекратилась и храм считался недействующим, хотя формально никаких актов о закрытии прихода подписано не было.
В дальнейшем здание храма подверглось страшному разорению. 13 апреля 1967 года исполком Лискинского районного совета депутатов обратился в Воронежский Облсовет с инициативой о сносе храма в поселке Давыдовка. Окончательное решение по этому вопросу было принято 4 мая 1967 года. На основании этого решения 31 октября 1968 года Совет по делам религии при Совете министров СССР разрешил снос храма. Но совершилось чудо, и храм так и не был разрушен. На фотографиях этого времени видно, в каком бедственном состоянии пребывал храм - покосившийся крест, практически полностью разрушившийся от ветхости купол. Выбитые окна. Груды технического мусора вокруг. Разруха и опустошенность...
4 октября 1986 года местная администрация отдала церковь в распоряжение завода "Алиот ПО Электроника". Однако жители продолжали бороться за храм, посещая районные и областные власти, и несколько раз ездили в Москву. Наконец, 6 февраля 1989 года поруганное, но избежавшее полного разрушения здание храма было возвращено православной общине поселка. В Великий Четверг здесь состоялось первое богослужение – Божественная литургия, которую при большом стечении народа отслужил протоиерей Георгий Ганцелевич. В Давыдовке началось восстановление поруганной святыни и церковной жизни.
В конце июля 1997 года в храме совершилось чудо: во время вечернего богослужения одновременно замироточили несколько икон – "Достойно есть", "Троеручица", икона Архистратига Михаила и многие другие. Всего мироточило 35 икон. Это чудо было засвидетельствовано многочисленными богомольцами и священноначалием.
В 2003 году была начата роспись алтаря, а затем и всего храма. Работы проводились под руководством члена Союза художников России Владимира Новикова - иконописца известного не только в Воронеже, но и далеко за его пределами.
Среди потрудившихся в этом благом - монахиня Алипия, без которой многие изображения, украшающие ныне стены храма, не появились бы на свет. Роспись выполнена в каноническом стиле в традициях школ таких прославленных мастеров Древней Руси, как преподобные Андрей Рублев и Феофан Грек. Некоторые изображения, в частности, Сошествие Святого Духа на апостолов выполнены непосредственно по иконописному подлиннику преподобного Андрея Рублева. В 2008 году началась внешняя реставрация храма. Постепенно восстанавливались нарушенная кирпичная кладка, элементы декора, кровля и оконные рамы. Элементы кокошников украшались мозаикой из мрамора и гранита.
В настоящее время Казанская церковь, согласно постановления администрации Воронежской области N 850 от 14.08.95 г. является объектом исторического и культурного наследия областного значения.
Важным событием в новейшей истории возрожденного прихода Казанского храма стал приезд Правящего Архиерея - Высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Воронежского и Борисоглебского, 21 июля 2006 года в день престольного праздника в честь обретения Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В этот день владыка митрополит совершил в храме Божественную литургию и праздничный Крестный ход, а так же обратился к жителям Давыдовки со словами архипастырского напутствия.
Чин Великого освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери совершил 18 ноября 2018 года Глава Воронежской митрополии Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Воронежский и Лискинский, в сослужении клириков Лискинского благочиния.
Сегодня храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы является центром духовной жизни поселка Давыдовка. Клирики и прихожане храма, воспитанники воскресной школы и участники приходской молодежной группы "Росток" не только участвуют в богослужениях, но и активно занимаются просветительской и социальной работой, принимают активное участие в самых разных общественных мероприятиях, свидетельствуя о Христе не только своим близким, но и каждому человеку, оказавшемуся рядом.
Использованная литература:
Самбикин "Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884"
П. Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900" а также материалы сайта прихода Казанского храма http://dstk.prihod.ru/istorija_khrama