6 декабря 2018 г • Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий: "Помочь молодому человеку сохранить и развить свой внутренний мир означает помочь ему спасти свою душу и, в конечном счете, - жизнь"
Доклад Главы Воронежской митрополии на пленарном заседании Митрофановских церковно-исторических чтений. 6 декабря 2018 года.
6 декабря, после совершения Божественной литургии и молебна у честных мощей святителя Митрофана в Благовещенском кафедральном соборе, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил работу первого пленарного заседания Митрофановских церковно-исторических чтений и выступил с докладом на тему: "Свобода и ответственность молодежи в современном мире".
"Митрофановские чтения нынешнего года состоят из трех категорий, о каждом из которых написаны десятки тысяч исследований и диссертационных работ. Наша задача состоит не в том, чтобы раскрыть их суть, а чтобы проанализировать современную жизнь российского общества через призму взаимосвязи этих понятий, охарактеризовать их место в будущем России.
Понятие "молодежь" как определение социально-демографической группы берет свое начало с конца XVIII - начало XIX вв., в период, когда традиционные общества стали уступать место индустриальным. До этого молодых людей в качестве особой социальной группы не признавали. В ХХ веке, когда резко возросли темпы индустриального развития общества и государства пережили несколько технологических революций, появилась особая необходимость в молодом поколении как активной трудовой силе. Кроме того, молодежь всегда была наиболее восприимчива к революционным идеям и являлась самой активной частью всех социальных потрясений в истории человечества, в том числе и в нашем Отечестве в ХХ веке. Не случайно в советский период сложилось устойчивое словосочетание: "Молодым везде у нас дорога, старикам всегда у нас почет". Однако до настоящего времени вопрос по поводу окончательного определения понятия "молодежь" остается дискуссионным.
Сейчас на нашей планете проживает почти два миллиарда людей в возрасте от 10 до 24 лет. Именно их ООН называет молодыми. Так много молодежи на Земле еще никогда не было. Растет не только ее количество, но и доля в населении. Некоторым странам это, наверное, поможет добиться экономических успехов. Но для других это может стать огромной проблемой. При этом самая большая доля молодых людей - в странах так называемого "третьего мира". В России в настоящее время около 23 миллионов молодых людей (лишь 16 % от всех россиян). И их становится все меньше, что свидетельствует о наличии в нашей стране демографической проблемы. К сожалению, по неутешительным прогнозам, доля молодого поколения будет снижаться.
Рассмотрим отношение к понятию "молодежь" православной педагогики. Протопресвитер Василий Зеньковский (философ, психолог, педагог, богослов начала ХХ века), характеризуя различные возрастные периоды, пишет о молодежи старше 16 лет: "От юности веет гениальностью… Духовный мир не оттеснен приспособлением к жизни, он свободен и полон дыхания бесконечности…" В этих словах – гимн молодости, ее возможностям и энергии. Но православие трезво судит о природе человека, вообще, и юного человека, в частности. Юность – это переход от детства к взрослости, от безответственности ребенка - к ответственности взрослого человека. Здесь возникает проблема юношеского возраста: у молодежи не хватает жизненного опыта, она редко осознает, чем на самом деле живет ее душа. Характерно нечувствие своего единосущия с другими людьми, что ведет к переоценке своих сил и возможностей. Вот почему так опасны политические и идеологические "заигрывания" с молодежью. На что способна молодежь, свидетельствуют события 68 года в Европе. "Молодежные бунты". Священник Александр Шмеман в своих дневниках пишет: "Раньше спасало мир то, что молодежь хотела стать взрослой. А теперь (в 60-70-е годы ХХ века) ей сказали, что она именно как молодежь и есть носительница истины и спасения… Молодежь, говорят, правдива, не терпит лицемерия и взрослого мира. Ложь! Она верит трескучей лжи, это самый идолопоклоннический возраст…". И в этом его опасность! Эту точку зрения поддерживают и некоторые ученые. Молодежь, по мысли немецкого социолога Карла Маннгейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она - потенция, готовая к любому начинанию. Молодежь как особая возрастная и социальная группа всегда по-своему воспринимает ценности культуры, что порождало в разные времена молодежный сленг и различные эпатирующие формы субкультуры.
Одним из таких понятий, которое молодежь готова сделать своим кумиром, является свобода. Сложилось устойчивое выражение "это сладкое слово "свобода". Свобода – понятие онтологическое. Она – неотъемлемая часть человека, дарованная ему Творцом. Отсюда постоянное, и не всегда до конца осознаваемое, стремление к свободе. Но "свобода человеку не дана, а задана", - писал протопресвитер Василий Зеньковский. Свобода – понятие не внешнее по отношению к человеку, а внутреннее. По словам известного русского философа Николая Александровича Бердяеева, "антиномия рабства и свободы, которая столь важна для культуры ХХ века, решается не на пути социального реформизма, а на пути духовного подвига".
Разрушая внутренний мир человека, цивилизация сначала выводит свободу человека вовне, а затем лишает его и внешней свободы. Это наиболее очевидно в наше время цифровых технологий. По меткому выражению психологов Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой, современный человек стал "узником свободы", которую ему предлагают современные гаджеты. Их пользователи от 13 до 24 лет - это первое цифровое поколение, которое взрослеет в постоянном взаимодействии с технологиями. Google и Ipsos опубликовали результаты исследования привычек и поведения российской молодежи. 98% российской молодежи каждый день пользуются интернетом. Основным каналом коммуникации для российских подростков стали социальные сети, самые популярные из них - "В Контакте" и YouTube. По данным этих исследователей, 27% россиян 13-24 лет проводят в социальных сетях более 5 часов в день, а четверть из них проверяют обновления каждые 30 минут. При этом именно младшие подростки испытывают необходимость немедленно реагировать на уведомления и отвечать на сообщения. И это очень серьезная проблема современного "свободного" общества.
Происходящие в стране процессы многое изменили не только в экономике и политике, но и в обыденной жизни каждого человека, в отношениях между людьми, в понимании того, что сегодня есть жизненный успех, какие цели надо перед собой ставить и какими средствами для достижения этих целей можно пользоваться. Вот характерная статистика одного из последних социальных опросов молодежи. По мнению большинства опрошенных, причем как людей старшего возраста, так и молодого поколения, для современной молодежи в целом характерен "моральный релятивизм" и даже цинизм, равнодушие к каким бы то ни было идеалам. Эту точку зрения разделяют 64% молодых респондентов. И только треть россиян придерживаются оптимистичного взгляда на ситуацию, полагая, что молодежь тянется к высоким идеалам (36%). Причем сравнение оценок, даваемых представителями отдельных возрастных подгрупп молодежи, свидетельствует, что распространение среди молодежи настроений цинизма и равнодушия к идеалам в наибольшей степени ощущается среди самых юных наших сограждан.
Как показал опрос, сегодня понятия морали и нравственности, по мнению многих наших сограждан, и особенно молодежи, приобретают зачастую характер анахронизмов, пользоваться которыми – значит обречь себя на неуспех. Так, 46% опрошенных представителей молодежи (почти половина!) в ходе опроса согласились с утверждением, что сегодня мы живем уже совсем в другом мире, отличном от того, что было раньше, и многие традиционные моральные нормы уже устарели. В результате большинство молодежи (55%) сегодня вынуждены признать, что их успех в жизни во многом зависит от умения вовремя закрыть глаза на собственные принципы, и соглашаться с тезисом, что "современный мир жесток, и чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать моральные принципы и нормы".
Такие понятия, как "ответственность", "принципиальность" вытесняются понятиями конформизма и приспособленчества. В постмодернистском обществе место религии и идеологии нередко занимает мода.
Как некогда змей-искуситель, современный мир вместо внутреннего развития чувства ответственности, послушания принципам добра предлагает молодому человеку: "Отбрось все внутренние и внешние ограничения, стань свободным от всех норм морали и любых авторитетов, и ты станешь богом". Этот соблазн ярко иллюстрирует страшная трагедия расстрела учащихся колледжа в г. Керчь.
Более продвинутые, так называемые "цивилизованные" страны (в частности, Америка) еще раньше столкнулась с подобной проблемой. В этих же странах, как отмечают психологи, наблюдается заметный рост аутизма. Выходит, чем более "открытое" общество (этот термин стал синонимом "свободного общества", к которому призывают, в том числе и Россию), тем больше в нем людей с закрытой на замок душой. Об этом свидетельствуют многочисленные западные службы домашних психоаналитиков. Всеобщая отчужденность нарастает по мере роста цивилизации. Человек теряет себя, потеряв традиции, веру, Бога. Об этом свидетельствуют и следующие данные. По свидетельству доклада комиссии Европарламента от конца ноября с.г. каждый шестой житель Евросоюза (символа самого демократического государственного объединения) страдает психическими расстройствами (неврозами, психозами). В этой печальной статистике "потери душевного равновесия" лидируют самые благополучные (с точки зрения цивилизационного развития) страны, такие как Финляндия и Нидерланды.
Еще в начале ХХ века русский философ Николай Александрович Бердяев писал: "В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации. Это тема об ожидающей нас судьбе". Подобная дилемма в современный период приобрела особую остроту. От того, что выберет молодежь – культуру духа или цивилизацию потребления, удастся ли ей с помощью взрослого поколения совместить высоту духовных и нравственных ценностей с обволакивающим комфортом цифровой цивилизации, – зависит наше будущее. Потеря внутреннего мира человека – это слишком высокая цена за все материальные блага современного цифрового общества. Помочь молодому человеку сохранить и развить свой внутренний мир означает помочь ему спасти свою душу и, в конечном счете, – жизнь. В этом первейшая и главная задача и педагогов, и священнослужителей".