22 ноября 2024 г., ПЯТНИЦА, (9 ноября ст.)
ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ • ВОРОНЕЖ

29 декабря 2018 г • Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий: "Пример Царственных страстотерпцев учит нас достойно встречать любые испытания"

Интервью с Главой Воронежской митрополии опубликовала "Комсомольская правда" в выпуске от 28 декабря 2018 года. Беседа с Владыкой Сергием посвящена 100-летию расстрела Царской семьи и осмыслению уроков Отечественной истории начала ХХ века.


"В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге большевики расстреляли Царскую семью Романовых – последнего Российского императора Николая II, его супругу императрицу Александру Федоровну и их детей – цесаревича Алексея, Великих княжен Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию. Вместе с Романовыми казнили их слуг: лейб-медика Евгения Боткина, повара Ивана Харитонова, горничную Анну Демидову и камердинера Алексея Труппа.

По сей день в обществе не утихают дискуссии об этой трагической странице нашей истории. О том, как Православная Церковь оценивает те события, "Комсомолке" рассказал глава Воронежской митрополии митрополит Воронежский и Лискинский Сергий.

КАТАСТРОФА, КОТОРУЮ НЕ СУМЕЛИ ПРЕДВИДЕТЬ

- Уважаемый Владыка! Общеизвестно, что история не имеет сослагательного наклонения. Но все же, как Вы считаете - можно ли было России избежать революций и государственного переворота, который привел к падению монархии, а затем и к расстрелу Царской семьи?

- Нужно понимать, что февральская и октябрьская революции 1917 года в России не были случайностью, а имели множество исторических предпосылок. Грозным их предвестником было восстание декабристов в 1825 году. Затем произошла отмена крепостного права – крайне важное событие, без которого не возможно представить дальнейшее развитие России. Но оно имело и некоторые отрицательные стороны: крестьяне, не имеющие своей земли, оказались без стабильного жизнеобеспечения, порой даже без куска хлеба. Одновременно в стране начались масштабные преобразования: строились заводы, разрабатывались рудники, бурно развивались все отрасли индустрии. Это требовало рабочей силы, главным поставщиком которой стало бывшее крестьянство. Люди, привыкшие к работе на земле, не справлялись с все возрастающей нагрузкой, в первую очередь нравственной, и не успевали адаптироваться к новым реалиям. Вчерашние крестьяне, попадая в города, селились в небольшие комнаты в коммуналках, где им было непривычно после собственных домов в родном селе. Владельцы предприятий удлиняли рабочий день, не увеличивали заработную плату… Естественно, что многие открыто выражали свое недовольство. Активная пропаганда революционных идей попала на подготовленную почву – а нужно отметить, что со времени Отечественной войны 1812 года такая пропаганда в России велась непрерывно.

К началу ХХ века революционеры учли свои прошлые ошибки: если перед декабрьскими событиями 1825 года они работали только с высшим обществом, то после отмены крепостного права распространили агитацию и на низшие слои населения. Психологической обработке подверглось не только крестьянство, но в значительно большей степени – рабочие и организации профсоюзов. Революционные нестроения 1905 года были своеобразной репетицией событий 1917 года. Парадоксально, но именно государственный деятель – министр финансов, а затем председатель Совета министров Российской империи Сергей Витте – подготовил в стране демократическую законодательную базу, которая позже привела к краху Империи. Витте участвовал в разработке и принятии ряда законов – о свободе совести, о свободе печати, о Государственной Думе и иных. В конечном счете, именно Дума стала носителем революционных идей и тем инструментом, который погубил монархию как государственный строй нашего Отечества. Катализатором, ускорившим совершение революций, стала Первая мировая война. Сейчас для нас многие события того времени кажутся странными и непонятными. Но люди, жившие в ту эпоху, сами творили свою историю.

- Действительно, многие вещи кажутся нам, по меньшей мере, странными. Историки и по сей день не сходятся в оценках событий того периода...

- Можно по-разному оценивать последствия революции, но она, несомненно, стала катастрофой для нашего народа. Во всех слоях общества муссировались разговоры о том, что правительство во главе с императором создали в стране условия, в которых невозможно жить и нужно многое менять. Революционеры исполнили свои замыслы, но государственность в России сохранить не сумели! Они не претворили в жизнь обещания, которые давали отрекающемуся от престола императору Николаю Александровичу и позже – Михаилу Александровичу Романову, которого тоже уговорили отказаться от власти. Необходимо было созвать Учредительное собрание, на котором определилась бы дальнейшая судьба России, но этого не произошло. Временное правительство поступило совсем иначе: деморализовало и развалило армию, распустило государственную Думу, позволило развиваться и крепнуть движению большевиков, не препятствовало их вооружению... Если бы тогда пожелали нейтрализовать "красное" движение – не знали бы в России большевистской власти. Именно Временное правительство начало преследования Церкви, усилившиеся в советское время. Учредительное собрание большевистской властью было созвано, но затем распущено, многие его делегаты были посажены в тюрьмы и расстреляны. Из активной оппозиции, не принявшей диктатуру большевиков, сформировалось "белое" движение и страну охватило пламя братоубийственной гражданской войны.

"НИКТО НЕ СТАВИЛ СВОЕЙ ЦЕЛЬЮ ВОЗРОЖДЕНИЕ МОНАРХИИ"

- В итоге - 100 лет назад Советская власть уничтожила всю Монаршую семью. Владыка, почему в такой большой стране не нашлось никого, кто бы спас Романовых от гибели?

- Правда в том, что "белые" тоже не ставили своей целью возрождение в России монархии. Не нужно забывать, что перед тем, как возглавить правительство Сибири, адмирал Александр Колчак совершил вояж в США. Он пробыл там несколько месяцев и, сразу же по возвращении, возглавил "белое" движение в Сибири. В свою очередь, большевики сумели провозгласить лозунги, которые привлекли людей на их сторону. В Красную армию перешли сотни генералов и тысячи офицеров царской армии, имевшие боевой опыт Первой мировой войны. Не будь этого потенциала, победа Красной армии в Гражданской войне была бы невозможна. В Сибири решающую роль сыграло предательство белочехов. Это были добровольцы, которые приезжали в Россию и сражались против Германии. Поначалу чехи поддержали Колчака, но позже, в Иркутске, сдали его эсерам, а те передали адмирала большевикам. Последние, как мы знаем, его расстреляли. Есть свидетельства, что чехи вывезли часть золотого запаса России в Прагу. Мне довелось служить в Чехословакии четыре года и встречаться с теми людьми, которые помнили многое из истории тех лет. На их Родине этих бывших военных считали героями.

"ИМПЕРАТОР СТАЛ ГЛАВНОЙ "ЦЕЛЬЮ"…"

- Выходит, царь никому не был нужен, поэтому большевики смогли осуществить свои планы?

- Никто не помешал бы Колчаку послать людей в Екатеринбург и освободить Царскую семью. Просто император, как фигура политическая, никого в тот момент не интересовал, и это обстоятельство развязало руки большевикам. Временное правительство провело тщательное расследование деятельности царя Николая II и его супруги, желая представить их "врагами народа". Но следствие пришло к однозначному выводу: Романовы невиновны! Тогда решили нейтрализовать их негласно; причем убийство Царской семьи контролировалось из центра. Русские армейцы отказалась от участия в расстреле, сказав, что с детьми они не воюют. Тогда заменили русский состав расстрельной команды на латышей. Для них император стал главной "целью" и убить его лично они считали за счастье. От выстрелов комната наполнилась пороховым дымом. Когда дым рассеялся, оказалось, что некоторые Великие княжны остались живы. Тогда девушек стали добивать штыками… Романовых уничтожили как важных государственных личностей, которые, по мнению большевиков, представляли угрозу для их правления.

ПОЗИЦИЯ ЦЕРКВИ

- Но почему Церковь не вступилась за императора? С чем на Ваш взгляд, Владыка, это связано?

- По свидетельству современников тех событий, большинство простых граждан радовались отречению царя Николая II. И позиция Церкви в период революции была молчаливой. Вероятно, это можно объяснить тем, что Николай Александрович не соглашался провести Поместный Собор, восстановить Патриаршество.... В отношении Церкви он был продолжателем позиции, которую унаследовал от своих предшественников. Предоставляя свободы другим исповеданиям, император сохранял зависимость положения и действий Русской Православной Церкви от государственной власти. Даже Святейший Синод, высший орган управления Церкви, перед императором представлял не митрополит, а обер-прокурор.

- Тогда почему же в 2000 году Русская Православная Церковь канонизировала семью последнего царя? Ведь не секрет, что и по сей день в обществе по этому вопросу возникают ожесточенные споры.

- После распада Советского Союза о расстрелянном последнем Всероссийском императоре и о Царской семье заговорили все. Стали печатать их портреты, служить панихиды, чуть позже появились иконы. Патриарх Алексий II неоднократно обращался к пастве, свидетельствуя о всенародном покаянии за убиение Царственных особ, но этого было недостаточно. Патриарха обвиняли в том, что он мало чтит память императора-страстотерпца и требовали канонизации всей Царской семьи. В 2000 году инициативными группами вокруг храма Христа Спасителя круглосуточно совершался крестный ход с портретами и иконами императора, императрицы и их детей. Вопрос о канонизации требовал решения. Возглавлявший в то время Синодальную комиссию Русской Православной Церкви по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), на Архиерейском Соборе доложил, что канонизировать императора и Царскую семью за их жизнь и деятельность в период царствования нет оснований. Но в последние 16 месяцев жизни, находясь в заключении, они показали веру, подлинно христианское смирение и терпение. Старшая из Великих княжен Ольга написала в Петербург письмо, в котором передала слова бывшего императора Николая II, отражающие его духовное состояние в ту пору: "Отец просит передать всем тем, кто Ему остался предан, чтобы они не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится". За эти 16 месяцев Николай Александрович и его близкие переосмыслили всю свою жизнь. Это дорогого стоит – когда люди, низверженные с такой высоты власти, претерпевающие насмешки и издевательства, находят в себе силы реагировать на происходящее со спокойствием и любовью, сохраняя мир в душе... Даже в последние минуты своей жизни Царственные страстотерпцы не были сломлены – не впали в истерику, не ползали на коленях, прося пощады. Перед лицом смерти они сохранили человеческое достоинство и с христианским смирением приняли кончину так, как верующий человек принимает действие промысла Божия. Царь Николай II и его семья были канонизированы как страстотерпцы – люди, совершившие подвиг христианского долготерпения, подобно первым страстотерпцам Русской земли благоверным князьям Борису и Глебу, отдавшим свои жизни ради прекращения княжеской усобицы.

- Уважаемый Владыка, с чем связана позиция Церкви по непризнанию останков Царской семьи? Ведь даже следователи в один голос говорят о том, что останки, найденные в Поросенковом логу на северной окраине Екатеринбурга, - подлинные?

- В результатах работы правительственной комиссии, которую на заключительном этапе возглавлял вице-премьер Борис Немцов, были неопределенности, недосказанности. Не все вопросы были разрешены и исследованы в полной мере. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, член этой правительственной комиссии, свидетельствовал перед членами Священного Синода и Святейшим Патриархом Алексием II, что не ясны многие детали, отдельные суждения и выводы не бесспорны. В итоге Священный Синод решил воздержаться от окончательных выводов и выразил пожелание, чтобы исследования были проведены более детально и основательно. При этом в обществе сформировалось мнение, что останки подлинные. Бывший в то время губернатором Свердловской области Эдуард Россель ратовал за то, чтобы скорее признали подлинность царских останков. Он построил Храм-на-Крови на месте дома инженера Ипатьева, где были расстреляны Царская семья и их слуги, и в этом храме приготовил место для их достойного захоронения. Некоторые члены семьи ныне живущих Романовых приняли сдержанную позицию Церкви, другие побуждали президента России Бориса Николаевича Ельцина признать подлинность останков, закрыть этот вопрос и больше к нему не возвращаться. Президент долго колебался. Принятое им решение не обижало ни одну из сторон: Борис Николаевич присутствовал при совершении церковного чина погребения, во время которого не назывались имена отпеваемых. В связи с юбилеем революций, Святейший Патриарх Кирилл обсудил с Президентом России Владимиром Путиным тему идентификации останков. В результате было принято решение способствовать скорейшему и объективному исследованию останков, в том числе – открыть свободный доступ к соответствующим архивам. Кропотливая работа подходит к концу и, вероятно, в следующем году результаты будут объявлены.

"ПОМНИТЬ УРОКИ ИСТОРИИ И СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ "

- Но в итоге, после всех волнений, связанных с канонизацией Романовых и обнаружением останков, дата 100-летия их расстрела прошла как-то очень спокойно.

- В епархиях Воронежской митрополии, как и во всей Русской Православной Церкви, в 2017–2018 годах, когда отмечались 100-летние даты революций и убиения Царской семьи, был проведен ряд памятных мероприятий: выставки фотографий, документов, исторические уроки в учебных заведениях, молебны Царственным страстотерпцам и панихиды по всем безвинно убиенным в храмах. Это было достойное, серьезное и вдумчивое народное воспоминание – без излишних шумных эмоций, торжественных заседаний и концертов. Слава Богу, что годовщины этих событий не стали детонатором для волнений и провокаций.

Наше общество достигло определенной зрелости и понимания событий отечественной истории XIX и ХХ веков. Мы должны помнить их уроки и сделать правильные выводы. При любых обстоятельствах каждый из нас призван помнить о высоком достоинстве и предназначении человека – образа Божия. Бог есть Любовь, Милосердие, Доброта. Подобными Ему следует быть и нам. Никакие материальные и социальные блага не стоят слезы ребенка – вспомните слова Достоевского! Безусловно, и государство, и нарождающаяся буржуазия, промышленники и состоятельные люди должны проявлять заботу о народе. Но при этом каждый гражданин, со своей стороны, не должен пассивно ждать и требовать благодеяний, а трудиться по мере сил, работать над собой, формировать себя как личность для того, чтобы достойно встретить любые испытания – и личные, и общественные – с добрым сердцем и несломленным духом.

Беседовала Татьяна Мистюкова".

ФОТОРЕПОРТАЖ
АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.