26 апреля 2019 г • "...Ныне вижу Тя, Христе, мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию?.."
В Великий Пяток митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил вечерню, на которой для поклонения была изнесена Плащаница Христа Спасителя.
В Великий Пяток Страстной седмицы – день воспоминаний крестных страданий и смерти Господа Иисуса Христа – митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил вечерню с чином изнесения Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора.
На вечерне Великого Пятка воспоминается Крестные страдания Господа, Его смерть на Кресте, снятие с Креста Его пречистого Тела и погребение праведным Иосифом и Никодимом. По обычаю, начало богослужения бывает в 14 часов, чтобы изнесение Святой Плащаницы совершилось около того времени, когда Спаситель умер, "испустил дух" (Мф. 27: 50), на Кресте. Это совершилось в 10-м часу дня по иудейскому времяисчислению, что соответствует нашему 4-му часу пополудни (см.: Мф. 27: 45).
Церковь воспоминает, как праведные Иосиф и Никодим снимали с Креста Пречистое Тело своего Божественного Учителя и Господа. Их духовные переживания выражены автором стихиры, которая поется на вечерне перед изнесением Плащаницы: "Тебе одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом и, видев мертва нага непогребена, благосердный плач восприим, рыдая, глаголаше: увы мне, Сладчайший Иисусе! Егоже вмале солнце на Кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса: но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу? Или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре? Величаю страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со Воскресением, зовый: Господи, слава Тебе". (Перевод: "Тебя, одевающегося светом, как одеждою, Иосиф, сняв с Древа с Никодимом, и видя мертвым, нагим, не погребенным, начав в глубоком сострадании погребальный плач, с рыданиями возглашал: "Увы мне, Сладчайший Иисусе! Тот, Кого недавно узрев висящим на Кресте, солнце мраком облекалось, и земля от страха колебалась, и разрывалась завеса храма. Но вот, я ныне вижу Тебя, ради меня добровольно принявшим смерть. Как я буду погребать Тебя, Боже мой, или как полотном обовью? И какими руками прикоснусь к нетленному Твоему телу? Или какие песни буду петь ради Твоей кончины, Милосердный? Прославляю страдания Твои, воспеваю и Твое погребение с воскресением, восклицая: Господи, слава Тебе!").
Чин изнесения (выноса) Святой Плащаницы совершается в конце великой вечерни. При пении тропаря "Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое..." (см. внизу страницы), митрополит Сергий и сослужащее духовенство взяли Плащаницу (изображение усопшего Христа) с Престола, как бы с Голгофы, и изнесли ее из алтаря северными диаконскими вратами на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом. Плащаницу умастили благовониями в память о том, как праведные Иосиф и Никодим приносили ароматы, чтобы помазать ими тело Христа перед погребением, и украшают цветами.
После изнесения Плащаницы Владыка Сергий обратился к пастве со словом духовного назидания. (Аудиозапись слова митрополита Воронежского и Лискинского Сергия Вы можете загрузить на свой компьютер, воспользовавшись ссылкой внизу страницы).
Завершив архипастырское слово, Глава Воронежской митрополии совершил чтение канона "О распятии Господа и На плач Пресвятой Богородицы". Этот трогательный канон составлен в X веке Симеоном Логофетом.
Затем Владыка Сергий, священнослужители и все молящиеся совершили поклонение у Плащаницы и лобызали язвы изображенного на ней Господа.
Плащаница будет находиться на середине храма в продолжение трех неполных дней - соответственно времени нахождения Господа Иисуса Христа во гробе.
Согласно Евангельского повествования, события Великого Пятка, когда совершалось погребение Господа, были следующими:
"И как уже настал вечер, - потому что была пятница, то есть день перед субботою, - пришел Иосиф из Аримафеи" (Мк. 15, 42-43); "ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев" (Ин. 19, 38); "знаменитый член совета" (Мк. 15, 43); "не участвовавший в совете и в деле их" (Лк. 23, 51), "который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу" (Мк. 15, 43-45). Тотчас начались погребальные приготовления. Иудеи вообще считали погребение важным делом, а усердие к нему - добродетелью. Как и другие восточные народы, израильтяне любили погребальное великолепие и не жалели денег на драгоценные ароматы. Поэтому погребение Иисуса Христа, которое совершали двое знаменитых и богатых людей, желающих своим усердием вознаградить Его бесчестье, должно было быть великолепным. "Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого" (Ис. 53, 9): так в действительности и было [12, ч. V, с. 112].
"Пришел также и Никодим,- приходивший прежде к Иисусу ночью,- и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко" (Ин. 19, 39-42).
Тропарь, глас 2:
Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями, во гробе нове покрыв, положи.
Другий тропарь:
Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична. Христос же истления явися чуждь.
Скачать проповедь митрополита Воронежского и Лискинского Сергия - 19 126.6 kb