30 мая 2019 г • Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви
Документ принят на заседании Священного Синода 30 мая 2019 года (журнал N 53).
Особые постовые службы, посвященные почитанию Страданий Господа Иисуса Христа и называемые пассиями, получили широкое распространение в Русской Православной Церкви. Вместе с тем, последование пассии не описано в современном Типиконе, в связи с чем встречаются многочисленные различающиеся практики ее совершения. В настоящем документе сформулированы рекомендации, касающиеся практики совершения пассии, и даны указания, направленные на приведение к единообразию последования этого богослужения.
Совершение пассий было впервые одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого), защитника Православия в борьбе с унией. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Согласно этому чинопоследованию, пассия совершалась в составе повечерия. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного пятка и Страстной субботы, а также проповеди. Практика совершения пассий на повечерии до сих пор сохраняется в пределах Украинской Православной Церкви.
В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Она предназначалась как для частного молитвенного употребления, так и для совершения в храмах по образцу чинопоследования богослужения с акафистом, принятого в Киево-Печерской лавре. Акафист в редакции святителя Иннокентия неоднократно в течение XIX-XX веков издавался Синодальными типографиями. С начала XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться и в чинопоследование пассии.
В годы гонений пассии получили более широкое распространение, при этом сохранялось разнообразие обычаев их совершения. В частности, в практике московских и петербуржских приходов установился обычай совершать пассию на вечернем богослужении в воскресные дни Великого Поста, сегодня наиболее распространенный в Русской Православной Церкви.
Этот обычай дает возможность прихожанам, находящимся в будние дни на работе, духовно участвовать в событиях Страстей, напитываться Евангельскими словами. Многие выдающиеся проповедники использовали Евангельские чтения пассий как повод обратиться к пришедшим в храм со словом назидания.
Хотя тема Страстей звучит в ежедневном постовом богослужении - в умилительных покаянных стихирах, в тропарях великопостных часов, в ветхозаветных пророчествах, совершение пассии на приходах в воскресные дни позволяет погрузиться в переживание Страданий Христовых и тем верующим, которые не имеют возможности посещать вседневные службы.
По числу Евангелистов обычно в приходской и монастырской практике совершаются четыре пассии, что дает возможность молящимся полностью услышать на пассиях библейское повествование о нашем Искуплении. Великую пользу для себя получает человек, если со вниманием слушает Евангельское слово. И благовестие нашего спасения способно перевернуть человеческую душу, обратив человека к покаянию.
Поэтому пастырям надлежит сопровождать служение пассий проповедью, раскрывающей смысл священнейших страниц Евангелия и актуализирующей миссионерский потенциал этих богослужений.
Епархиальным Преосвященным надлежит иметь попечение об установлении единообразия в порядке служении пассии в тех приходах и монастырях, где сложился обычай их служения, руководствуясь одной из нижеследующх схем, однако совершение пассий не следует считать обязательным.
Приложение (возможные схемы совершения пассии)
I. Совершение пассии с акафистом
В воскресенье вечером на середине храма поставляются Распятие и аналой под Евангелие.
На вечерне, при пении стихиры "Тебе, одеющагося…" на "И ныне…" в конце стиховных стихир, духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. Предстоятель несет Евангелие. Совершается полное каждение храма.
По окончании стихиры и каждения поется или читается акафист Божественным Страстям Христовым.
По окончании акафиста возглашается прокимен "Разделиша ризы Моя себе…", после которого читается Евангелие, предваряемое возглашением "И о сподобитися нам…". Перед чтением Евангелия хор поет: "Слава Страстем Твоим, Господи".
- на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107-114 (или только 110-114);
- на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63-69 (или только 66-69);
- на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108-111 (или только 110-111);
- на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58-62 (или только 60-62).
После чтения Евангелия хор поет: "Слава долготерпению Твоему, Господи" и антифон "Днесь висит на древе…".
После пения антифона произносится сугубая ектения и молитва ко Господу Иисусу распятому из акафиста.
Хор поет стихиру "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…". Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь.
Затем читается "Ныне отпущаеши…" и совершается обычное окончание постовой вечерни воскресного вечера.
После пения антифона "Днесь висит на древе…" или по отпусте вечерни произносится проповедь о страданиях Спасителя.
II. Совершение пассии без акафиста
В пятницу вечером на великом повечерии, после "Слава в вышних Богу…", хор поет стихиру "Тебе одеющагося…". Во время пения стихиры духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. Предстоятель выносит Евангелие. Совершается полное каждение храма.
По окончании стихиры и каждения возглашается "И о сподобитися нам…", после чего читается Евангелие. Перед чтением Евангелия хор поет: "Слава Страстем Твоим, Господи!"
- на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107-114 (или только 110-114);
- на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63-69 (или только 66-69);
- на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108-111 (или только 110-111);
- на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58-62 (или только 60-62).
После чтения Евангелия хор поет: "Слава долготерпению Твоему, Господи".
Произносится проповедь о страданиях Спасителя.
Хор поет стихиру "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…". Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь.
Далее следуют Трисвятое, "Господи сил…" и обычное окончание повечерия.
Текст документа на официальном сайте Московского Патриархата