21 ноября 2024 г., ЧЕТВЕРГ, (8 ноября ст.)
ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ • Воронеж

25 декабря 2019 г • "Великая Победа: наследие и наследники" - Выступление митрополита Воронежского и Лискинского Сергия в Воронежской областной Думе

Заседание состоялось 25 декабря 2019 года в рамках ежегодных Митрофановских церковно-исторических чтений - регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений.


1. Тема XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений "Великая Победа: наследие и наследники", посвящена 75-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Но по своей сути она выходит за рамки этого великого события, ставя перед нами вопросы не только о нашем историческом пути, но и о его наследниках, достойных продолжателях отечественных традиций.

2. Понятие "наследие" неотделимо связано со словами "традиция", "наследство", "судьба". Словари рассматривают наследие как явление не материальной, а духовной жизни, быта, уклада, yнacлeдoвaннoe, воспpинятoe oт пpeжниx пoкoлeний, oт пpeдшecтвeнникoв. В греческом языке это понятие также переводится как жребий. Таким образом, вероятно, подчеркивается влияние наследия на выбор настоящего и будущего. Соответственно, "наследник" - это лицо, которое получает наследство, наследует кому-нибудь, продолжатель чьей-нибудь деятельности, преемник. В отсутствии наследника наследство теряет смысл. В то же время человек, потерявший связь с предшествующими поколениями, - "Иван, не помнящий родства", манкурт, лишившийся памяти. Чингиз Айтматов в своем романе "И дольше века длится день" впервые ввел образ манкурта и дал ему исчерпывающую характеристику: "Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери - одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного "Я", манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен". Память, ощущение себя наследником делают человека человеком.

3. Наследник – это связующее звено между памятью и делами своих отцов и будущим поколением. Он, как гражданин своего Отечества, знает историю государства и народа, и гордится ею. Знать свою историю- это значит, бережно относиться к традиции. Но что является характерным для современного исторического сознания? Казалось бы, самой популярной литературой, начиная с 90-х годов, является литература, посвященная прошлому нашего государства. Вот только это прошлое рассматривается исключительно с либеральных позиций, пришедших на смену идеологическим стереотипам прошлых десятилетий. Как итог – поиски "черных пятен" в отечественной истории, мода на так называемое "развенчание" прежних исторических фактов. Современному, особенно молодому, человеку настойчиво навязывается искаженная история, в том числе и о Великой Отечественной войне: отождествление Советского союза с фашистской Германией, Гитлера со Сталиным, обвинение СССР в развязывании Второй мировой войны и оккупации стран Восточной Европы, освобожденных от фашизма. Дискуссия о неоправданных и излишних людских потерях во время войны. Рассуждения о целесообразности сдать блокадный Ленинград во избежание людских потерь и так далее. Не нужно быть большим стратегом, чтобы понять – сдача Ленинграда означала бы поражение в Великой Отечественной войне. Именно Ленинградский фронт сковывал значительную часть (если не половину) всех гитлеровских войск, которые могли бы быть брошены на захват других городов и, прежде всего, Москвы. А что было бы с жителями Ленинграда? Вряд ли кто-нибудь из них остался бы жив… Но понимание этого либо недоступно для тех, кто вбрасывает подобные темы для дискуссий, или, скорее всего, им безразлична судьба Страны, Отечества, Народа. Главное жить, есть, пить, получать удовольствия. Такова мораль многих современных глумителей над Отечественной историей, над памятью тех, кто отдали свои жизни за Родину. Вот результат той идеологии или, лучше сказать, отсутствия ее в последние десятилетия нашей истории. В итоге мы имеем дело с дискретным (разорванным) восприятием молодежью истории. Бессистемность, хаотичность исторической информации, распространяемой средствами массовой информации и интернетом, является той питательной средой, на основе которой формируется сначала гражданский скепсис, а затем и цинизм, отвергающий любую традицию. Знания повсеместно подменяются информацией, а сведения о родной истории ограничиваются интернетными статьями, изобилующими искаженными историческими фактами. Полученная информация не является системной, осознанной, и как результат этого – отсутствие понимания, а, следовательно, осознания, исторической традиции.

4. Отечественная история "обнажается". Посмеяться над очередным фактом нашего прошлого стало "хорошим тоном". Интересно, что первым бунтом против отеческой традиции в истории был поступок Хама, сына Ноя, посмеявшимся над наготой отца. Мы с вами наблюдаем современный феномен хамства, который проявляется по отношению к наследию Отечества. Если в работе с молодежью мы не сможем решить проблему исторического сознания и бережного отношения к отеческому наследию, достойного гражданина мы не воспитаем. А, следовательно, проблема наследников, как и проблема достойного будущего России, останется нерешенной.

5. Но, к сожалению, разорвана целостность не только исторического мышления, но и всего образовательного процесса. На протяжении многих десятилетий отечественная школа была сильна своей фундаментальностью, академической направленностью. Это позволило нашей науке достичь мировых высот. Фундаментальность образования являлось той основой, на которой в будущем формировался профессионал, компетентный и творческий. Интересен тот факт, что, практически, во всех вузах, вне зависимости от их направленности, преподавалась философия и история. И это закономерно, т.к. личность начинается с решения фундаментальных проблем бытия. Если я не отвечу себе на важнейшие смыслообразующие вопросы "Кто я?", "Зачем я существую?", "В чем состоит моя ответственность перед собой и другими людьми?", я никогда не стану хорошим врачом, учителем, математиком, строителем и т.д. Следовательно, чтобы обучить и воспитать ответственного гражданина, нравственно развитую личность, нам нужно побудить подрастающее поколение задуматься над важнейшими вопросами бытия.

6. К сожалению, под натиском информационного бума, цифровизации нашей жизни, новейших открытий, особенно в области медицины и биологии, человек теряется, его сознание "атомизируется", теряет целостность, а значит и целомудрие (в его буквальном значении). Не очевиден ли сегодня трагический сдвиг фокуса внимания с сущностных вопросов в сторону увлеченности технологиями? Мы настолько привыкли к удобствам современного быта, к технологическим прорывам в сфере телекоммуникаций, что редко задумываемся над последствиями так называемой "цифровой интервенции" в нашу жизнь. А она существенно размывает границу между реальностью этого мира и реальностью искусственной, между традициями и инновациями, между деятельностью и ее имитацией, между наследием и "замещенной реальностью".

7. В общественном сознании катастрофически уменьшилось количество однозначных и общепринятых истин. Относительно едва ли не любого утверждения - будет ли оно связано с историей, образом жизни, идеологией, да с чем угодно - можно услышать: "Есть и другое мнение". Авторитеты ниспровергаются, традиции размываются. Это относится и к институту семьи как важнейшему институту социализации. Для человека семья - главный и основной компонент среды, в котором он живет первую четверть своей жизни и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь. В настоящее время в большом числе семей существует "разорванность" поколений – исчезает преемственность, передача опыта от родителей к детям. Опыт личной жизни и профессионального становления взрослых членов семьи мало интересен детям, подрастающим в иных социально-экономических, информационных условиях. Так, например, за пять лет (с 1997 г. по 2002 г.) человечеством было произведено информации больше, чем за всю предшествующую историю. В современном мире объем информации возрастает ежегодно на 30 %. Современный человек за месяц получает и обрабатывает столько же информации, сколько человек XVII века - за всю жизнь, а в сети Facebook ежемесячно выкладывается в открытый доступ 30 млрд. новых источников информации. По прогнозам ученых, количество данных на планете будет, как минимум удваиваться каждые два года вплоть до 2020 года. Результат информационного бума – отсутствие авторитета родителей как носителей знаний для своих детей. Важнейшая функция семьи по передачи наследия и воспитанию наследников утрачивается. Кроме того, мы наблюдаем катастрофический процесс разрушения самого института семьи, который проявляется, во-первых, в тенденции сокращения числа браков и увеличения числа разводов. Во-вторых, в настоящее время Россия столкнулась с серьезным демографическим вызовом: четвертый год в стране наблюдается уменьшение населения. В 2019 году – минус 50 тысяч человек.

8. Что же делать в этих условиях, чтобы сохранить отеческое наследие и сформировать поколение достойных наследников? Как достойно ответить на вызовы современного мира? Нужны программы воспитания человеческого в человеке. Прежде всего, важно формировать внутренний мир личности с высоким чувством ответственности: за себя, за другого человека, который находится рядом с тобой, за детей, за родителей, за Отечество. Этой теме были посвящены многочисленные секции, работа которых проводилась в рамках наших Митрофановских церковно-исторических образовательных чтений.

Пусть своеобразным напутствием всем нам будут слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенные 31 июля 2019 года во Всероссийском научно-исследовательском институте экспериментальной физики в Сарове на встрече с учеными, государственными и общественными деятелями: "Сегодня перед нами стоит новая задача: совместными усилиями помочь человеку сохранить свою человечность в стремительно изменяющемся техногенном мире. Почему бы нам вместе – ученым и богословам – не разработать своего рода кодекс безопасности, который просто и доступно, но при этом обоснованно описал бы здоровый, неразрушительный уклад жизни для современного человека? Не пора ли применить весь богатый арсенал христианской аскетической практики в реалиях сегодняшнего дня? И показать, как можно не растерять человечность в дебрях виртуальных пространств, сетевых игр, социальных сетей и мессенджеров?".

АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.