19 января 2020 г • "Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: аллилуиа" (Припев 2 антифона Литургии на Богоявление)
В праздник Крещения Господня митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение Божественной литургии и чина Великого водоосвящения в Благовещенском кафедральном соборе.
Праздник Крещения Господня традиционно собирает под своды православных храмов большое количество верующих. Вознести свои молитвы в этот светлый и радостный день, а также набрать освященной "воды святых Богоявлений" - "Великую Агиасму", чтобы с благоговением принести сию великую святыню в свои дома, в главный храм Воронежской епархии собралось множество воронежцев.
Божественную литургию по чинопоследованию святителя Василия Великого совершил Глава Воронежской митрополии, Его Высокопреосвященство митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. Правящему Архиерею сослужили клирики Благовещенского кафедрального собора.
В этот день в кафедральном соборе пребывал ковчег с частицей святых мощей преподобного Серафима Саровского, доставленный из монастыря во имя преподобного Серафима Саровского с. Новомакарово Грибановского района Воронежской области.
На Литургии пелись особые праздничные антифоны, в которых содержались указания ветхозаветных пророчеств на грядущее явление миру Христа Спасителя на реке Иордан и на действия Промысла Божия, связанные с водной стихией. К стихам третьего антифона хор припевал тропарь праздника: "Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе".
Богослужебные песнопения с особой торжественностью воспевали смешанный хор Благовещенского кафедрального собора под управлением регента Ильи Ижогина и мужской митрополичий хор под управлением регента Михаила Перфильева.
На сугубой ектении были произнесены прошения о единстве Святого Православия и о мире в Украине. Затем митрополит Сергий вознес молитву о прекращении братоубийственной смуты и водворении мира в земле Украинской.
После чтения заамвонной молитвы митрополит Сергий с сослужащим духовенством совершил Великое водоосвящение. Чин Крещенского водоосвящения называется Великим ввиду особенной торжественности богослужения, проникнутого воспоминанием Крещения Господня: тогда через погружение в нее Сына Божия во плоти совершилось освящение самого естества воды.
При пении тропарей "Глас Господень на водах..." из алтаря был изнесен напрестольный крест и совершено каждение сосудов с водой, приготовленной к освящению. После трех паремий было прочитано зачало из послания апостола Павла (1 Кор. 10: 1-4) о таинственном прообразе крещения иудеев, во имя Моисея среди облака и моря, и о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был образом грядущего Христа. В Евангельском зачале, которое было прочитано митрополитом Сергием, повествовалось о событии Крещения Господа Иисуса Христа: "Было в те дни: пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".(Евангелие от Марка 1: 9-11, Синодальный русский перевод).
Затем протодиакон возгласил мирную ектению, в которой возносились многочисленные прошения к Богу об освящении воды:
"О еже освятитися водам сим силою, и действием, и наитием Святаго Духа", "О еже снизходити на воды сия очистительному Пресущныя Троицы действу", "О еже дароватися им благодати избавления, благословению Иорданову силою, и действом, и наитием Святаго Духа...".
Во время произнесения ектении Архиереем тайно читалась молитва: "Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне...", в которой он от лица всех молящихся просил Господа озарить ум молящихся Святым Духом и принять молитвы, возносимые над водой.
По окончании ектении митрополит Сергий во всеуслышание трижды возгласил: "Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ниединоже слово довольно будет к пению чудес Твоих!" и далее всю молитву на освящение воды.
По окончании всех положенных молитвословий, Архипастырь трижды погружал честный Крест в воду при пении тропаря праздника Богоявления: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...".
Освященной водой Высокопреосвященнейший Владыка Сергий окропил молящихся, а священнослужители окропили алтарь, весь храм, классы воскресной школы и все помещения на территории кафедрального собора.
О ПРАЗДНИКЕ:
Событие, ставшее основанием праздника Крещения Господня описано в Евангелии. По Божию повелению на берега реки Иордан вышел пророк Иоанн с проповедью покаяния. Некоторые люди, полагавшие, что он не прото праведник и пророк, "помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он?" (Лк. 3: 15). Сам же Иоанн говорил о себе как о Предтече, то есть, что он предшествует Спасителю: "Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу..." (Ин 1:23). Приуготовление пути, в первую очередь, означало приведение людей к покаянию и исправлению.
Вместе с другими людьми Иисус пришел на берега Иордана. Иоанн же, духом прозрев, что перед ним не обычный человек, сказал пришедшему: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?". И услышал в ответ слова Спасителя: "Так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф 3:14-15). Это означало: делай то, что тебе должно делать. И безгрешный по природе Спаситель вместе с грешниками вступил в воды иорданские, приемля крещение покаяния. И в тот момент Иоанну открылось, как через отверзшиеся небеса Дух Божий в виде голубя нисходит на Иисуса. И услышал Иоанн глас Божий: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф 3:17).
Установленный в честь этого евангельского события церковный праздник Крещения иначе именуется Богоявлением, ибо на Иордане произошло явление Троичного Бога людям. Бог Отец явил Себя в свидетельстве голосом, который слышал Иоанн, Бог Сын принимал крещение в водах Иордана, Бог Дух Святой в виде голубя осенил Крещаемого. Так явлено было Новозаветное Откровение о Боге–Троице, едином по существу и троичном в Лицах.
Церковный Устав не предписывает в этот день никакого "ритуального омовения" в водоемах. Известно, что раньше купание в Крещенской проруби - "Иордани" - назначалось как епитимия (церковное наказание) за грех гадания на святках или за участие в гульбищах с переодеванием в животных или бесов. Для всех людей купание в этот праздник не является обязательным и никого "автоматически" от грехов не освобождает. Душа человека очищается только от сердечного покаяния и участия в Церковных Таинствах.
О СВЯТОЙ ВОДЕ:
Святая вода, освящаемая в праздник Богоявления, называется в церковном Уставе "Великой Агиасмой" - то есть "великой святыней".
Чин Великого водоосвящения совершается дважды – в сочельник (канун) праздника и в день Богоявления. Благодатное действие воды, освященной в эти дни – едино, никакого различия нет.
Сосуд с освященной водой всегда стоит в храме; верующие хранят богоявленскую воду в домах в течение всего года. Освященная накануне и в день праздника Крещения Господня вода используется для питья (с благоговением и молитвой, желательно натощак, после утренних молитв), для помазания тела, в том числе больных мест, для окропления людей, храмов, домов, различных предметов. В соответствии со словами чинопоследования она воспринимается верующими как "нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление".