16 апреля 2020 г • "Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый..."
Глава Воронежской митрополии совершил Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
16 апреля 2020 года митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил в Благовещенском кафедральном соборе утреню Великого Пятка с чтением двенадцати Страстных Евангелий. Главе Воронежской митрополии сослужили клирики кафедрального собора.
Утреня Великого Пятка, именуемая Уставом "Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа", совершается один раз в году - обычно в Великий Четверток вечером. Это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий (по церковнославянски - страстей) и крестной смерти Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Сердцевину службы, ее духовное средоточие составляет чтение 12 Евангелий - избранных зачал из благовествования всех четырех евангелистов, в которых подробно повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и заканчивая Его погребением во гробе праведными Иосифом Аримафейским и Никодимом.
После мирной ектении, при пении тропаря "Егда славнии ученицы..." митрополит Сергий в сопровождении сослужащего духовенства изнес на середину храма напрестольное Евангелие и положил начало евангельским чтениям, возгласив первое, самое продолжительное - от Иоанна, повествующее о прощальной беседе Спасителя с учениками и содержащее Его Первосвященническую молитву в Гефсиманском саду (Ин. XIII, 31 - XVIII, 1).
При чтении Евангелия священнослужители и народ стоят с зажженными свечами, выражая тем пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляясь мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху. После каждого из пяти первых Евангелий положены 15 умилительных антифонов, которые дополняют евангельское чтение, раскрывая глубокий духовный смысл воспоминаемого события. В них изображаются страдания Богочеловека Иисуса Христа, Его любовь к роду человеческому, а также обличается законопреступный Иуда и восхваляется благоразумный разбойник.
Духовной кульминацией антифонов является заключительный, 15-й антифон: "Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение".
(Перевод: "Ныне висит на древе Тот, Кто утвердил (повесил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; во лже-порфиру (для насмешки) одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечены) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение!").
Ночь с четверга на пятницу – самый страшный момент Священной Истории: Христос предается Иудой, арестовывается, осуждается на смерть синедрионом (высшим судом, состоявшим из первосвященников и старейшин народа). Исполняется предсказанное самим Иисусом: "Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет..." (Мк. 10, 34). Увидев своего Учителя схваченным воинами, ученики бежали, оставив Его одного перед лицом неправедных судей и мучителей…
Каждый час той, единственной в истории Великой Пятницы - новый и новый подвиг искупительных страданий Спасителя. И отголосок этих страданий слышится уже в каждом слове этого богослужения - несравненного как по силе умиления и трогательности, так и по глубине безграничного сострадания к страждущему Спасителю. Святая Церковь раскрывает перед очами верующих полную картину спасительных страданий Господних: "Страшное и преславное таинство днесь действуемо зрится: Неосязаемый удерживается; вяжется Разрешаяй Адама от клятвы; Испытуяй сердца и утробы неправедно испытуется; в темнице затворяется, Иже бездну затворивый; Пилату предстоит, Емуже трепетом предстоят небесные силы; заушается рукою создания Создатель; на древо осуждается Судяй живым и мертвым; во гробе заключается Разоритель ада...".
В своих песнопениях Церковь, пронзенная в самое сердце объявшею ее скорбью, не может спокойно остановиться своим вниманием на чем-либо одном. Куда не обратится она мыслию, на что не устремит взор свой - везде и всюду новые и новые поводы к слезам, новые источники скорби и страдания. Возмущается сердце вероломством иудеев, кровоточит от льстивых слов предающего Иуды, терзается страданиями Спасителя, терпящего поругание и бичевание, сокрушается при виде Его крестных мук. Этим потрясающим зрелищем всего совершившегося Церковь всецело объемлет верующую душу, сосредотачивает ее и устремляет единственно на созерцание креста Христова, старясь возвысить христианина до того благодатного состояния, в котором находился апостол, не желавший ничего в мире знать, "точию Иисуса Христа и Сего распята" (1 Кор. 2: 2).
По 9-й песни трипеснца священнослужители, а затем и певчие воспели краткий, но полный глубочайшего сердечного умиления светилен: "Разбойника благоразумного во единем часе раеви сподобил еси, Господи; и мене Древом крестным просвети и спаси мя".