17 апреля 2020 г • "Животе, во гробе положился еси, Христе, и смертию Твоею смерть погубил еси, и источил еси мирови жизнь"
Утреню Великой Субботы с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил в Благовещенском кафедральном соборе.
Главе Воронежской митрополии сослужили клирики кафедрального собора.
В богослужении утрени Великой Субботы Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия. Воспеваются похвалы страданиям Христа Спасителя, описывается скорбь учеников и ужас всех творений, видящих смерть Создателя и Господа своего. Вместе с тем, многими песнопениями предуказывается и славное Воскресение Христово.
После прочтения шестопсалмия и мирной ектении, при пении тропарей "Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое", "Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный" и "Мироносицам женам", митрополит Сергий и сослужащее духовенство вышли на середину храма. На кафедре перед Святой Плащаницей Архипастырь совершил возношение Господу особых молитвословий - похвал, которые чередовались пением стихов 118 псалма (17-й кафизмы).
"Жизнь во гробе положился еси, Христе, и Ангельская воинства ужасахуся, снизхождение славяще Твое".
"Иисусе, сладкий мой, и спасительный Свете, во гробе како темнем скрылся еси? О несказаннаго и неизреченнаго терпения!"
"Жизнь, како умираеши? Како и во гробе обитаеши, смерти же царство разрушаеши и от ада мертвыя возставляеши?".
"Меры земли положивый, в мале гробе обитаеши днесь, Иисусе Всецарю, от гробов мертвыя возставляяй".
"Животе, во гробе положился еси, Христе, и смертию Твоею смерть погубил еси, и источил еси мирови жизнь".
"О чудес странных! О вещей новых! Дыхания моего Податель бездыханен носится, погребаемь руками Иосифовыма".
"Якоже света светильник, ныне плоть Божия, под землю яко под спуд крыется, и отгоняет сущую во аде тьму".
(Полностью похвалы и прочие молитвословия службы Великой Субботы с параллельным русским переводом можно прочесть, воспользовавшись ссылкой внизу этой страницы).
В чтении похвал приняли участие все священнослужители.
По сложившейся традиции, на третьей статии (третьей "Славе" 17-й кафизмы) похвалы воспевались попеременно - духовенством и певчими митрополичьего мужского хора.
Затем Архипастырь и священнослужители вернулись в алтарь и началось пение канона Великой Субботы "Волною морскою...", который, как и все молитвословия и ектении Великой Субботы читался священнослужителями перед святой Плащаницей.
После возгласа "Слава Тебе, показавшему нам свет" было совершено троекратное каждение Плащаницы и, по завершении Великого славословия, начался погребальный Крестный ход. При пении Трисвятого погребальным напевом Святая Плащаница была обнесена по периметру внутри храма.
По возвращении в храм была прочитана паремия (ветхозаветное пророчество) из книги пророка Иезекииля о всеобщем воскресении мертвых, а затем – зачало из послания святого апостола Павла к Коринфянам, в котором говорилось об искупительном значении Крестной смерти Господа Иисуса Христа. После апостольского чтения был пропет Аллилуарий со стихами из псалтири, которые возвещают о победе Христа Спасителя над державой ада, подводят нас к преддверию праздника Пасхи и будут звучать в храмах до дня его отдания: "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящии Его!".
Затем митрополит Сергий возгласил зачало из Евангелия от Матфея, в котором рассказывалось, как первосвященники испросили у Пилата разрешения поставить у Гроба Господня стражу:
"На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать". (Мф. 27; 62-66, текст приводится в русском переводе).
О важном значении погребения Господа Иисуса Христа святитель Иоанн Златоуст пишет: "Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении".