18 апреля 2020 г • Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил богослужение Великой Субботы
Божественную литургию святителя Василия Великого Глава Воронежской митрополии совершил в Благовещенском кафедральном соборе.
Правящему Архиерею сослужили клирики кафедрального собора.
Литургия святителя Василия Великого в этот день совершается в соединении с вечерней. По малом входе были прочитаны паремии из Ветхого Завета, содержащие пророчества и прообразы Воскресения Христова, с торжественным пением библейских стихов.
По чтении Апостола, вместо "Аллилуиа" священнослужителями, переоблачившимися в белые ризы, был воспет стих пророческий псалма: "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех" (Пс. 81:8). Во время повторяющегося пения этого песнопения митрополит Сергий и все священнослужители в алтаре переоблачились в светлые священные ризы. Также совершилось переоблачение “в светлейший чин” Престола и жертвенника.
Затем протодиаконом было прочитано Евангельское повествование об отвалении ангелом камня от дверей гроба Господня и прочих событиях, произошедших при Воскресении Христа (Мф. 28: 1-19).
На сугубой ектении были произнесены прошения о единстве Святого Православия и о мире в Украине. Также были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Затем Владыка Сергий вознес молитву о прекращении братоубийственной смуты и водворении мира в земле Украинской.
Перед возгласом "Благословение Господне на вас..." было совершено освящение хлебов и вина. Это является напоминанием о древнем благочестивом обычае христиан - ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение Деяний святых апостолов. Ввиду строгого поста, который соблюдался в продолжение целого дня до наступления праздника Пасхи, а также предстоящего бдения, Церковь подкрепляла силы верующих благословенными хлебом и вином.
Затем также была вознесена молитва, читаемая во время распространения вредоносного поветрия.
После отпуста Литургии была прочитана молитва о мире на Святой Земле.
О событиях Великой Субботы и их духовном значении:
День Великой Субботы посвящен воспоминанию погребения Господа и Его сошествия во ад. В пятницу вечером, сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, праведные Иосиф Аримафейский и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева и другие женщины, следовавшие за Иисусом Христом во время Его проповеди, ставшие впоследствии мироносицами.
Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: "Воскрес из мертвых", - в субботу испросили у Пилата воинов-стражников, приставили их ко гробу и самую гробовую пещеру запечатали (Мф. 27: 57-66; Ин. 19: 39-42). Тем самым они доставили истинности Воскресения Христа неопровержимое подтверждение.
Об этом размышляет святитель Феофан Затворник: "Господь спит во гробе телом, душею же сошел Он в ад и находящимся там душам проповедал спасение. Все святые ветхозаветные были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что введены будут туда, как только придет на землю Обетованный, верою в Которого жили они. Его пришествие и там предвозвестил Предтеча. Когда же снисшел Господь, - все веровавшие прилепились к Нему и Им возведены в рай. Но и этот рай только преддверие настоящего рая, имеющего открыться после всеобщего воскресения и суда. В нем и все новозаветные святые хотя блаженствуют, но ожидают еще большого совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех" ("Мысли на каждый день года").
Об этом в ярких образах говорят нам слова песнопений и молитв. "Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества: егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы Небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе".
Образ поверженного ада - это не только символ Великой Субботы, но и один из ярчайших образов, изображаемых на иконе Воскресения Христова. Таким образом, нынешний день есть связующее звено между скорбными событиями Страстной Седмицы и Воскресением Христовым - Пасхой, Праздником праздников и Торжеством из торжеств.