17 мая 2020 г • Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение Божественной литургии
Архиерейское богослужение совершено в Благовещенском кафедральном соборе
В Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, совершил Божественную литургию свт. Иоанна Златоуста в Благовещенском кафедральном соборе. Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили клирики кафедрального собора.
Литургические песнопения исполнял мужской митрополичий хор Благовещенского собора под управлением регента Михаила Перфильева.
Евангельское зачало, прочитанное за богослужением (Ин., 12 зач., IV, 5-42), повествовало о беседе Христа Спасителя с женщиной - самарянкой, отчего нынешний воскресный день именуется "Неделей о самаряныне". В еванегльском чтении и богослужебных текстах этого дня говорилось о том, как Господь Иисус Христос Своим благодатным словом, живой мудрой беседой перерождал души людей, восставлял духовно падших, возвращал на прямой истинный путь сбившихся с этого пути. Встретившая сидевшего у колодца Иисуса Христа самарянка, "познав благосердие Господа", подавшего ей "воду жизни", и "напившись обильно водой Премудрости Божией", унаследовала Царство Небесное и почитается Церковью как "приснославная" - так воспевается в кондаке, пропетом за Литургией по малом входе.
На сугубой ектении были произнесены прошения о единстве Святого Православия и о мире в Украине. Также были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Затем Владыка Сергий вознес молитву о прекращении братоубийственной смуты и водворении мира в земле Украинской.
Проповедь о спасительности веры во Христа для самарянки и для каждого человека произнес клирик кафедрального собора иерей Олег Шурупов.
Перед возгласом "Благословение Господне на вас..." была вознесена молитва, читаемая во время распространения вредоносного поветрия.
О глубоком духовном значении сегодняшнего Евангельского повествования пишет святитель Феофан Затворник: "Сограждане самарянки, после того как Спаситель пробыл у них два дня, говорили ей: "уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос". И у всех так бывает. Сначала внешним словом призываются ко Господу или, как у нас теперь, путем рождения, а потом, когда вкусят делом, что есть жизнь в Господе, уже не по внешнему принадлежанию к обществу христианскому держатся Господа, а по внутреннему с ним сочетанию. Это и надобно всем рождающимся в обществах христианских поставить себе законом, то есть не ограничиваться одним внешним принадлежанием к Господу, но озаботиться внутренне сочетаться с Ним, чтобы потом постоянно уже носить свидетельство в себе того, что они стоят во истине. Что же для этого нужно? Надо воплотить в себе истину Христову. Истина же Христова - восстановление падшего. Итак, отложи ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных, и облекись в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины, и будешь сам в себе ведать, что Господь Иисус Христос есть воистину Спас не миру только, но собственно и тебе!" (Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года).