22 ноября 2024 г., ПЯТНИЦА, (9 ноября ст.)
Воронеж • Благовещенский кафедральный собор • ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ

8 ноября 2020 г • В Неделю 22-ю по Пятидесятнице митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение Божественной литургии

Воскресное богослужение Глава Воронежской митрополии совершил в Благовещенском кафедральном соборе.


В Неделю 22-ю по Пятидесятнице, день памяти св. великомученика Димитрия Солунского, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе. Правящему Архиерею сослужили клирики кафедрального собора.

Богослужебные песнопения исполнял смешанный митрополичий хор Благовещенского собора под управлением регента Ильи Ижогина.

В литургийном евангельском зачале Недели 22-й была прочитана притча Господа Иисуса Христа о богатом и Лазаре, в которой Спаситель дает пример неразумного использования материальных благ и приоткрывает завесу над тайной загробной участи человека (Лк. 83 зач., XVI, 19-31).

На сугубой ектении были произнесены прошения о единстве Святого Православия и о мире в Украине. Также были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Затем Архипастырь вознес молитву о прекращении братоубийственной смуты и водворении мира в земле Украинской.

После пения молитвы Господней "Отче наш" и запричастного стиха проповедь на тему нынешнего евангельского чтения произнес клирик Благовещенского собора диакон Алексий Неделин.

Перед возгласом "Благословение Господне на вас..." была прочитана молитва об избавлении от вредоносного поветрия.

Размышляя о значении читаемой в Неделю 22-ю по Пятидесятнице притчи Христовой о богатом и Лазаре, святой праведный Иоанн Кронштадтский призывает верующих быть милосердными к ближним и заботиться о своей загробной участи: "В нынешнем Евангелии, возлюбленные братья и сестры, изображено Самим Господом нашим Иисусом Христом видимое неравенство состояния и жизни людей в здешней, временной жизни и сообразно тому неравенство участи людей в другой, загробной жизни, конца не имеющей. Это Евангелие в высшей степени поучительно для всех нас, для людей всяко­го состояния и звания. Речь идет об одном богатом человеке, имя которого не упомянуто, и об одном нищем по имени Ла­зарь (Лк. 16, 19-31).

Кто же этот злополучный богач, роскошный весельчак, на­следовавший вечную муку? Судя по тому, что он называет Авраама отцом и что ему и братьям его были известны писа­ния Моисея и пророков, следует полагать, что богач был ев­рейского рода и закона, потомок Авраама. В чем состоял его грех, его вина, за которую он столь нечаянно попал в ад? В Евангелии сказано, что он был богат; но, без сомнения, не бо­гатство было причиной столь ужасного мучения, которое ис­пытывал богач в аду, – и Авраам был в свое время очень бога­тый человек, но богатство не помешало ему быть другом Божиим, потому что он был странноприимец и гостеприимен и был во всем верен и послушен Богу. Сказано дальше, что он одевался в порфиру и виссон - значит, чисто по-царски - и каждый день пиршествовал блистательно. Казалось бы, и в этом нет особенной вины его; богатому человеку, у которого тысячи и, может быть, миллионы денег и огромные помес­тья, отчего не рядиться в шелк и бархат, да в нынешнее время это и не считается особенной роскошью, хотя виссон в то время был особенно дорог.

Далее говорится, что он каждый день пировал блистательно - значит, ел да пил и веселился с дру­зьями и льстецами своими; но и в наше просвещенное время частые пиры, обеды дорогие в большом употреблении и устра­ивающие их не думают, что они через то тяжко согрешают и попадут в ад, особенно если забывают бедных. Пойдем дальше искать вины богатого весельчака. Что в Евангелии говорится? Был некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у во­рот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающи­ми со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Вот где настоящая вина богача, делающая его виновным и в его рос­кошном одеванье, и в его ежедневных богатых пирах: эта ви­на – жестокосердие и немилосердие к бедным, происшедшее в нем от страсти к роскоши и мотовству, к праздной и веселой жизни. У самых ворот его дома лежит бедный Лазарь в стру­пьях – такой бедняк, который одним видом и положением своим должен бы был возбуждать сострадание и милосердие, вызывать богача на помощь; но богач и видя как бы не видит его и не оказывает ему ни малейшего сострадания: он занят своими пирами; псы сострадательнее его – они приходят и об­лизывают гной Лазаря. Лазарь желал напитаться крошками со стола богача – значит, от богатой трапезы ему ничего не да­вали. Вот за это-то жестокосердие и немилосердие богач и по­слан после смерти в ад; а Лазарь за свое злострадание, терпе­ние безропотное, за свою честную бедность и лишения удос­тоен лона Авраамова, вечного успокоения и блаженства.

Ка­кой урок дает нам это изображение богатого и бедного, это описание их жизни и состояния на земле и их участи тотчас после смерти? Во-первых, тот урок, что богатство и бедность, здравие и болезни, веселье и скорби – все здешнее скоро про­ходит и исчезает, но дела людей, их пороки и добродетели не умирают, но переходят вместе с ними в вечность, и там или оправдают, или осудят их пред Судьей всех помышлений и дел человеческих и или введут их в рай, или повергнут в без­дны ада преисподнего, откуда выхода вовеки не будет.

А пото­му, возлюбленные братья и сестры, не будем жестокосерды и немилостивы к бедным, когда имеем сами достаток, не будем зазнаваться в богатстве и довольстве, а будем делиться по си­лам с бедными, чтобы, в случае когда мы оскудеем делами до­брыми, они приняли нас в вечные кровы (Лк. 16, 9), по словам Спасителя нашего. Смотрите, как после смерти Лазаря и бога­ча вдруг переменяется судьба и состояние того и другого! Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Какая честь, какая любовь к нему небожителей! Его несут и сопровож­дают в рай, как согражданина своего, ангелы небесные, эти верные друзья верных Богу людей. Умер и богач, и похоронили его; и в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. Какое зрелище! Лазарь, нищий, больной, презираемый некогда богатым, теперь в месте света, прохлады, блаженства, а сам богач – в аде, в муках. Ниоткуда никакой помощи. А где сотрапезники и льстецы? Может быть, они тоже в аду?

Дальше вы знаете, что следует: богач просил Авраама, чтобы он послал Лазаря, да омочит конец, только конец перста своего в воде и прохладит язык его, этот сластолюбивый язык, теперь ужасно горящий, засохший. Но богачу и в этом отказано. Правда, Авраам называет его чадом, как бывший богач называл и его отцом, но это название – ча­до – служило только укоризной богачу, не творившему дел Авраамовых, не имевшему его воздержания и странноприимства. Какая же причина отказа в капле воды? Та, что богач по­лучил свое добро в жизни своей, а Лазарь – зло. Какое добро свое? То, которое он считал добром, т. е. ел, пил, одевался изящно, веселился, а о Боге и угождении Ему не помышлял, добрых дел не делал и, значит, жил как скот бессловесный, не заботясь о душе бессмертной. Следовательно, для чего жил, то и получил; что считал своим благом, тем и насладился; для вечности ничего, никаких добрых дел не приготовил, желания и потребности духовных и вечных благ не стяжал, любви к Богу и ближнему чуждым оказался – нечего ему и в раю де­лать, где место только для праведников и любящих чистой любовью Бога и друг друга; Лазарь же в горниле болезни и ли­шений очистился от грехов и потерпел за них наказание в са­мой болезни и лишениях. За то, – говорит Авраам, – он здесь утешается, а ты страдаешь.

Вот как вдруг переменились роли того и другого, и сейчас же после смерти того и другого. О, как непостоянно, непроч­но, неверно все земное! Как постоянна и вечна добродетель и ее награда!

Далее, Авраам представляет и другую причину бо­гатому, почему Лазарю нельзя прийти к нему, бывшему бога­чу, и с малейшей отрадой – только каплей воды на пальце, – именно потому, что между заключенными в аду и между нахо­дящимися в раю утверждена пропасть вовеки непроходимая. Это должно было поразить богача новым ужасом безнадежно­сти в помиловании, ужасом отчаяния, и он уже просит Авраа­ма не о себе, а о своих братьях, чтобы Авраам послал Лазаря к ним для засвидетельствования о действительном существова­нии ада и вечного мучения в пламени его и о существовании рая – вечного жилища и места радости свято поживших или потерпевших наказания за грехи и покаявшихся. Но бывшему богатому сделан отказ и в этом, а сказано, чтобы братья его слушали Моисея и пророков, т. е. их писания читали и испол­няли. Богач снова умолял Авраама о том же, и ему новый от­каз, что они и мертвым не поверят в бытии вечных мук и веч­ной жизни, если не будут слушать Моисея и пророков, гово­ривших Духом Святым.

Хороший, поучительный урок всем нынешним безумным умникам, не верующим в существова­ние душ человеческих по смерти, в действительное бытие веч­ного огня и в вечность мучений грешников нераскаянных и будущего блаженства. Они тоже желали бы, чтобы почаще мертвые приходили к ним и удостоверяли их в истине того, что сказано в Евангелии, но мертвые не придут к ним уверить их в том, что однажды навсегда изрекла сама вечная Истина – Христос Бог наш, и если хотят переменить свой образ мыслей и жизни и достигнуть вечной жизни, то пусть усердно читают и слушают Евангелие и исполняют написанное в нем.

Вот вам краткая беседа на нынешнее Евангелие. Размышляйте о напи­санном в нем и веруйте всем сердцем всему, что в нем написа­но. Ибо ни одна йота не прейдет из того, что сказала сама Ис­тина – Христос, и все исполнится (Мф. 5, 18). Аминь". (Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Слово неделю 22-ю по Пятидесятнице).

ФОТОРЕПОРТАЖ
АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.