29 ноября 2020 г • Правящий Архиерей совершил воскресное богослужение в Благовещенском кафедральном соборе
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение Божественной литургии.
В Неделю 25-ю по Пятидесятнице, память святого апостола и евангелиста Матфея, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе. Главе Воронежской митрополии сослужили клирики кафедрального собора.
Богослужебные песнопения исполнял митрополичий смешанный хор под управлением регента Ильи Ижогина.
В евангельском зачале Недели 25-й по Пятидесятнице была прочитана притча Господа нашего Иисуса Христа о милосердном самарянине (Лк. 53 зач., X, 25-37).
На сугубой ектении были произнесены прошения о единстве Святого Православия и о мире в Украине. Также были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Затем Архипастырь вознес молитву о прекращении братоубийственной смуты и водворении мира в земле Украинской.
После пения молитвы Господней "Отче наш" и запричастного стиха проповедь о житии ныне прославляемого апостола и евангелиста Матфея и о значении евангельского чтения произнес клирик кафедрального собора протодиакон Николай Терпугов.
Перед возгласом "Благословение Господне на вас..." была вознесена молитва, читаемая во время распространения вредоносного поветрия.
После отпуста Литургии на середине храма, у ковчега с частицей мощей святого апостола и евангелиста Матфея, было совершено славление.
ЗНАЧЕНИЕ ПРИТЧИ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА О МИЛОСЕРДНОМ САМАРЯНИНЕ:
"Ныне чаще, чем когда-либо приходится слышать вопрос: "Как жить, чтобы не погибнуть?" "Как жить, чтобы спастись?" - спрашивают верующие. "Как жить?" - спрашивают и те, чьи понятия о жизни не простираются дальше завтрашнего дня, - обращается к христианам в своем слове на тему евангельского чтения нынешнего дня архимандрит Иоанн (Крестьянкин). - Этот вопрос задают и молодые, только начинающие жить, и пожилые, уже завершающие свой жизненный путь, в конце которого они сделали страшное открытие, что жизнь уже прожита, но не в радость созидания, и все труды, все усилия вложены во все пожирающую разруху и гибель.
Да, вопрос - "как жить?" - совсем не праздный. И как созвучны эти вопрошения современников наших с вопросом, который некогда был задан Начальнику Жизни - Христу Его современником, и не просто современником, а хранителем закона, данного Богом. Он спросил: "Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" И "словеса Господня - словеса чиста" звучат в ответ законнику, а с ним и нам, открывая единственно правильный путь решения всех вопросов, недоразумений и недоумений - всегда надо нам обращаться к слову Божию, говорит Господь. "В законе что писано есть; како чтеши?" (Лк. 10, 26). Закон Божий! Он дан на все времена всему человечеству. Он дан в Божественном Писании, он дан в законе совести каждого живущего, он дан в законах Богозданной природы. И мы с вами сегодня не отвергаемся того, что знаем этот великий закон Господень, закон, в котором кроется земное счастье наше и которым простираемся мы в вечность блаженного пребывания с Господом и со всеми Его святыми.
"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим... возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22, 37-40). Да, да, мы знаем этот закон и требования его, мы знаем и как исполнить его жизнью своей. Ибо кто из нас не знает, что для нас хорошо и желательно, а что плохо, чего мы всеми возможными средствами должны стремиться избежать. Господом дана заповедь: "не делай другому того, чего не желаешь себе" - эта заповедь тоже всегда с нами, всегда при нас, как неусыпный и беспристрастный страж, она выявляет, дна обличает одновременно и наше знание, и наше лукавство. Если законника евангельского Господь заставляет признать, что тому известно все необходимое для спасения, то и мы не оправдаемся наивным вопросом, будто не зная пути спасения для сегодняшнего дня. Божий закон один, и две заповеди остаются непреложными на все времена, пока стоит мир. Это два якоря жизни.
Люби Бога всем сердцем, всей душой... Люби ближнего, как самого себя. О любви к Богу мы не ставим вопрос, ибо это кажется нам, верующим, само собой разумеющимся. Но вот ближний? Кто же мой ближний? И уже не законник вопрошает ныне Христа и обличается Господом, а мы с вами, дорогие наши,, становясь совопросниками века сего, но не исполнителями ясного к жизненного слова Божия. Мы прикрываем вопросами своими свое малодушие, свою духовную леность, свое нежелание трудиться, свое нежелание любить. Мы забываем, что "не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут" (Рим. 2,13).
Мы с вами, пожалуй, даже не задали бы Господу вопрос: "Кто же ближний наш?" Ибо теперь почти повсеместно и откровенно все для нас стали дальними даже кровные родные, даже родители и те отстранены непомерно разросшимся нашим "я". "Я" и "мое" - вот наш новый жизненный закон. По нему и самые близкие, те, кто вложил в нас свою жизнь, израненные многими тяготами родов, болезнями и скорбями, израненные нами же, напрасно будут ждать от нас помощи.
И вчерашние друзья сегодня уже перестанут быть ближними нашими, впав в беду, потеряв возможность быть нам полезными на празднике жизни, в погоне за счастьем. Тут мы даем полную свободу самооценке всего и всех. Так незаметно никого близкого не оказывается" рядом с нами, не находим мы того, кто был бы достоин нашей любви: один грешник и недостоин любви, другой иноверный или инакомыслящий; третий сам ископал себе яму, в которую впал, значит, достоин наказания. Широка и глубока заповедь Божия, а мы, став на путь высокомерного суждения, вместив в себя одновременно чувствования и священника, и левита, прошедших мимо бедствующего человека, тоже проходим мимо всякого, кто оказывается рядом, кто нуждается в нашем внимании, кто просит нашей помощи, уже не говоря о тех, кто просто безмолвно страдает рядом.
И вот мы уже не исполнители закона, а судьи. И вопрос "как спастись?" звучит праздно, Попранный отвержением Богом данной заповеди о любви к ближнему. У нас нет ближнего. И услышим ли мы с вами сегодняшнюю притчу - назидание о милосердном самарянине, у которого закон любви был написан в сердце, для которого ближним оказался не ближний по духу, не ближний по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его помощи и любви? Услышим ли мы определение Господне для законника, для нас, знающих закон: "Иди и ты твори такожде".
Забудь себя и свое "я", поставь в средоточие жизни своей того человека, которому нужна твоя помощь, материальная ли, духовная ли. Поставь в средоточие жизни того, кому нужен ближний, и стань им ты.
Вот, дорогие наши, мера нашего духовного возраста, где кроется ответ на вопрос о спасении. "Иди и ты твори такожде". Иди и ты поступай, как учит Господь. Иди и ты твори добро всякому нуждающемуся в нем, невзирая ни на происхождение человека, ни на общественное положение его, невзирая ни на что. Иди и твори добро, и ты исполнишь заповедь любви. Делай добро... делай добро от сердца, делай его во имя Бога всем братьям твоим в Боге, делай добро и врагам, делай добро ненавидящим и обидящим тебя и ты исполнишь заповедь любви. И любовь к ближним сделает тебя близким к Богу, и ты исполнишь закон Христов и спасешься". (Публикуется в сокращении. Полный текст - https://pravoslavie.ru/2700.html).