21 февраля 2021 г • Архиерейское богослужение в Неделю о мытаре и фарисее
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение Божественной литургии в Благовещенском кафедральном соборе.
В Неделю о мытаре и фарисее митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора.
Богослужебные песнопения исполнял митрополичий мужской хор Благовещенского кафедрального собора под управлением регента Михаила Перфильева.
В евангельском зачале за Литургией была прочитана притча Господа Иисуса Христа о мытаре и фарисее:
"Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Лк. 89 зач., XVIII, 10-14).
На сугубой ектении были произнесены прошения о единстве Святого Православия и о мире в Украине. Также были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Затем Архипастырь вознес молитву о прекращении братоубийственной смуты и водворении мира в земле Украинской.
После пения молитвы Господней "Отче наш" и запричастного стиха проповедь на тему евангельского чтения произнес клирик кафедрального собора протоиерей Алексий Ивашкевич.
Перед возгласом "Благословение Господне на вас..." была вознесена молитва, читаемая во время распространения вредоносного поветрия.
С этого воскресного дня (по-славянски - "Недели") Православная Церковь начинает готовить верующих к Великому посту. За Божественной литургией вниманию молящихся в Евангельском чтении предлагается краткая, но назидательная притча Христова о мытаре (сборщике податей) и фарисее (законнике). Святитель Феофан Затворник так рассуждает о назидательном значении этой притчи: "Говорит Господь каждому из нас: Не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию, вопия, подобно мытарю: Боже, милостив буди мне грешному. Ибо вот, фарисей кажется и доброго был поведения, а не был оправдан пред Богом.
Непостижимо для нас, как же так - творение добрых дел, или праведность, для нас обязательны, как необходимое условие спасения, а между тем, мы не можем основывать на них сей надежды своей: но сколько бы ни было у нас правых дел, все их мы должны счесть недостаточными и для восполнения их прибегать к другим средствам.
Непостижимо сие для нас, но так есть. Христианин в чувстве сердца своего должен носить глубокое убеждение в своем непотребстве при всей праведности, или при всем обилии добрых дел, о которых однако ж, должен ревновать неусыпно. Так спасались все, которые спаслись, и оставили нам в своем примере указание возможности таких чувств и побуждение к возгреванию их в себе самих. Посмотрите на покаянные молитвы, кои суть излияние душ святых Божиих, прославленных Церковью. Как они там осуждают себя перед Господом!... И, следовательно, есть возможность в душе сознавать себя непотребным, несмотря на всю видимую чистоту души или исправность и честность поведения.
Приди, припади и восплачь пред Господом, сотворившим нас, с верою в Господа нашего Иисуса Христа, Своею бесценною кровью, пролитою на Кресте, омывающего все грехи наши и Своею беспредельною святостью восполняющего все недостатки наши. Ревнуй о добродетели, сна не давай очам, чтоб не пропустить случая к добру, не допустить недоброго чувства и не ослабнуть в ревности: но надежду спасения всю полагай в Господе...".
Кондак в Неделю о мытаре и фарисее, глас 4:
Фарисеева убежим высокоглаголания, и мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием взывающе: Спасе мира, очисти рабы Твоя.
Иной кондак, глас 3:
Воздыхания принесем мытарская Господеви, и к Нему приступим грешнии яко Владыце: хощет бо спасения всех человеков, оставление подает всем кающимся. Нас бо ради воплотися, Бог сый Отцу Собезначальный.