29 апреля 2021 г • В Великий Четверток, день воспоминания Тайной Вечери, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил богослужение в Благовещенском кафедральном соборе
Глава Воронежской митрополии совершил Божественную литургию по чинопоследованию святителя Василия Великого.
В Великий Четверг святая Церковь вспоминает четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя: Тайную Вечерю, на которой Господь установил новозаветное таинство святой Евхаристии, омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним, молитву в саду Гефсиманском и предательство Иуды. Обо всех этих событиях повествует Евангельское чтение, которое состоит из нескольких фрагментов Евангелий от Матфея, Луки и Иоанна.
В совершении Божественной литургии святителя Василия Великого Правящему Архиерею сослужили клирики кафедрального собора.
Богослужебные песнопения исполнял митрополичий мужской хор под управлением регента Михаила Перфильева.
На сугубой ектении были произнесены прошения о единстве Святого Православия и о мире в Украине. Также были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Затем Владыка Сергий вознес молитву о прекращении братоубийственной смуты и водворении мира в земле Украинской.
После пения "Отче наш" проповедь о евангельских событиях и о важном значении для верующих Таинства Евхаристии произнес клирик Благовещенского кафедрального собора протоиерей Владимир Чернышов.
Великий Четверг в народе называется также "чистым" - не сколько оттого, что в доме к этому дню все должно быть чисто и прибрано, но более потому, что в Таинствах Исповеди и Причащения очищаются душа и тело христианина. По традиции, в день воспоминания Тайной Вечери все верующие причащаются Святых Христовых Тайн.
Вместо обычной Херувимской песни, причастного стиха и во время причащения верующих повторялось особое песнопение:"Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". (Перевод: "Сыне Божий, прими меня сегодня как причастника Твоей Тайной вечери. Не предам тайны Твоим врагам, не воздам Тебе лживого лобзания, как Иуда. Но подобно благоразумному разбойнику исповедаю Тебя: Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем").
Перед отпустом была вознесена молитва, читаемая во время распространения вредоносного поветрия.
О событиях Великого Четвертка в Евангельской Священной Истории:
Евангельское зачало, читаемой в этот день, повествует о несказанном смирении Сына Божия: прежде чем возлечь на Вечере, Господь умыл ноги Своим ученикам, показав им пример того, как они и все христиане должны относиться друг к другу: "Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете". (Ин. 13:12-17). Этим же Господь показывает, что к святому и великому Таинству необходимо приступать, очистившись от духовной скверны и нечистоты.
Это была последняя Пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать со Своими учениками в Своей земной жизни. Вместо ветхозаветной Пасхи, совершаемой в память чудесного избавления еврейских младенцев от гибели во дни египетский казней, Он вознамеривался установить теперь истинную Пасху – избавить то плена диавола весть род человеческий Крестом и Воскресением Своим, Сам сделавшись Пасхальный Агнцем, как пишет апостол: "Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1 Кор. 5:7).
Внушая ученикам, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных его наследников, Господь, возстав от вечери, умыл ноги Своим ученикам. Возлегши вновь, Он сказал ученикам: "Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам" (Ин. 13:12-15).
Перед установлением Евхаристии Христос обличил Иуду, сказав: "Истинно говорю вам, один из вас предаст Меня." Эти слова вызвали смятение у учеников и они стали поочередно спрашивать: "Не я ли, Господи?". Когда Иуда спросил: "Не я ли, Равви (Учитель)?" - Христос ответил ему: "Ты сказал", в последний раз побуждая его к покаянию.
Затем Господь взял хлеб и, сотворив благодарственную молитву, благословил и подал Своим ученикам со словами: "Примите, ешьте, сие есть тело Мое, которое за вас предается". А после, взяв чашу и вновь вознеся благодарственную молитву, подал ее со словами: "Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание". Так было установлено великое Таинство Евхаристии. Господь за трапезой накануне Своей крестной смерти явил ученикам жертву, которую Он принесет за спасение людей. Это же чудо явления жертвы Христовой происходит и сейчас в каждом храме, где совершается Божественная литургия. Апостол говорит: "Всякий раз, когда вы едите Хлеб сей и пьете Чашу сию, вы смерть Господню возвещаете, пока Он не придет" (1 Кор. 11:26). Кровью жертвенных животных скреплялся Ветхий Завет - союз Бога и древнего израильского народа. Своей собственной Кровью Господь скрепляет Новый Завет - вечный союз Бога и всего человечества. До Второго славного Пришествия Христова мы, христиане, приобщаясь Телу и Крови Христовым, не только соединяемся со Христом, но и объединяемся в единое тело со всеми теми, кто причащается вместе с нами. Это единое тело называется Церковью Христовой.
Святитель Иоанн Златоуст в одном из своих слов в Великий Четверг так учит верующих относиться к Таинству Божественной Евхаристии:
"Как многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду! Вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе самого Себя и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь. Итак, никто не должен приступать с пренебрежением, никто с малодушием, но все с пламенною любовью, все с горячим сердцем и бодростию. Если иудеи ели агнца с поспешностью, стоя и имея сапоги на ногах и жезлы в руках, то гораздо более тебе должно бодрствовать. Они готовились идти в Палестину, ты же готовишься идти на небо. Поэтому должно всегда бодрствовать, – немалое предстоит наказание тем, которые недостойно приобщаются. Подумай, как ты негодуешь на предателя и на тех, которые распяли Христа. Итак, берегись, чтоб и тебе не сделаться виновным против тела и крови Христовой. Они умертвили всесвятое тело; и ты принимаешь его нечистою душою после столь великих благодеяний. В самом деле, Он (Христос) не удовольствовался лишь тем, что сделался человеком, был заушен и умерщвлен; но Он еще сообщает Себя нам, и не только верою, но и самим делом делает нас Своим телом. Насколько же чист должен быть тот, кто наслаждается бескровною жертвою? Насколько чище лучей солнечных должны быть – рука, раздробляющая плоть Христову, уста, наполняемые духовным огнем, язык, обагряемый страшною кровью! Помысли, какой чести ты удостоен, какою наслаждаешься трапезою! При виде чего трепещут Ангелы, и на что не смеют взглянуть без страха, по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотию со Христом. Какой пастырь питает овец собственными членами? Но что я говорю – пастырь? Часто бывают такие матери, которые новорожденных младенцев отдают другим кормилицам. Но Христос не потерпел этого, но Сам питает нас собственною Кровью, и через это соединяет нас с Собою".