15 апреля 2012 г • ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ВОРОНЕЖСКОГО И БОРИСОГЛЕБСКОГО СЕРГИЯ
"Слава Тебе Христе Спасе – Источнику Жизни, даровавшему свет пребывающим во тьме неведения и всю землю просветившему Воскресением Твоим".
Тропарь канона Мироносицам в Неделю 3-ю по Пасхе, песнь 9, глас 2.
Возлюбленные о Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, боголюбивые миряне, дорогие братья и сестры! Мы достигли утра, не знающего заката, Праздника праздников и Торжества из торжеств, благословенного приобщения к вечности – встречи со Христом Воскресшим. В Пасхальные дни мы "всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши". Свидетельством нашей веры в Воскресение Спасителя является древний литургический возглас, ставший пасхальным приветствием:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Воскресший из мертвых Христос – основание нашей веры. Он, по слову святителя Мелитона Сардийского, "облекся в человека, страдал ради страдающего, был осужден ради осужденного, погребен ради погребенного, но Он Воскрес из мертвых и взывает: …Я упразднил смерть, раздавил ад, возвел человечество к самым высотам небес… Я – ваше прощение… Пасха спасения, ваш свет, ваше Воскресение". Воистину Господь даровал нам надежду, ибо вера в Воскресшего Христа коренным образом преображает нашу жизнь. Как писал святой апостол Павел к первым верующим: "Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине" (Еф. 5, 8–9).
В чем же значение Пасхи Христовой для человека, для всех нас, живущих в XXI веке? В святоотеческих творениях мы находим множество дополняющих друг друга ответов на этот вопрос. Так, в Пасхальной проповеди IV века ярко и глубоко выражено православное вероучение: "О Божественная Пасха… тобою разрушена мрачная смерть, и жизнь распространилась повсюду, распахнулись небесные врата, Бог явил Себя человеку, а человек возвысился и стал богом".
Свет Христова Воскресения наполняет смыслом жизнь каждого человека, созидает основание для всякого благого желания, замысла и начинания. Чтобы обрести этот "краеугольный камень" веры, надежды и любви, мы призваны приложить собственные усилия в нашей жизни и трудах. По мысли апостола Павла, "если вы воскресли со Христом, то ищите небесного, где Христос сидит одесную Бога; о небесном помышляйте, а не о земном" (Кол. 3, 1–2). Святитель Амвросий Медиоланский так размышляет о том даре, который мы обрели благодаря Воскресению Господа и Спасителя нашего: "Во Христе мы обладаем всем… Если твоим ранам нужно исцеление – Он врач. Если ты горишь в жару – Он прохладный ключ. Если нуждаешься в поддержке – Он сила. Если страшишься смерти – Он жизнь. Если бежишь мрака – Он свет. Если ты голоден – Он пища: Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! (Пс. 33, 9)".
Для каждого христианина очевидно, что все испытания и трудности, страдания и скорби, которые постигают человека, целые народы и страны от дней древних даже доныне, могут быть преодолены только силой Воскресшего из мертвых и поправшего державу диавола Христа Спасителя, ибо по Его слову "без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15, 5). Сегодня, когда духовная брань все больше охватывает все стороны человеческой жизни, мы призваны выстроить повседневный труд и молитвенное делание таким образом, чтобы поддержать друг друга, проявить подлинную христианскую любовь к окружающим нас людям, к Матери-Церкви, к нашему Отечеству, к нашим братьям во Христе во всем мире, исполняя апостольскую заповедь: "...будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов… Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией" (1 Пет. 4, 7–8, 10). Только таким образом мы воистину научимся жить так, чтобы вместе с апостолом языков воскликнуть: "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Флп. 4, 13).
Мы не можем обладать истиной о Христе только для себя, но призваны делиться ею со всеми. Свет Воскресения Христова должен проникнуть в мир через наше непрестанное свидетельство делами и словами, а для этого "тому, кто желает достичь Спасителя, – пишет святитель Максим Милостивый, – первое, что надлежит сделать, – положить свою веру одесную Бога и самому с убежденностью сердца поместиться на небесах". Принять сердцем благие и искупительные плоды Воскресения Христова и войти в небесные обители мы можем лишь через непрестанное очищение своего сердца от тьмы греховной, гордыни и высокомерия, злобы и ненависти, тщеславия и корыстолюбия. Осознав немощь человеческого естества, обретя благоговение и смирение перед всеблагой божественной волей, мы призваны научиться слушать и слышать друг друга, чтобы, наконец, перестать враждебно относиться к людям, осуждать их и возмущаться их недостатками. Самое лучшее лекарство от праздности, уныния, скуки, лености, вражды и всех иных наших недугов – непрестанный духовный труд, ответственное отношение к собственной жизни, словам и поступкам, взаимное уважение и умение благодарить Бога и ближнего.
Пусть же Пасхальные дни вновь и вновь подвигнут нас на коренное изменение образа жизни через преодоление страстей, грехов и пороков. Обретая благие навыки доброделания и исполнения Божественных заповедей, мы воистину станем причастниками вечной жизни, явленной Воскресшим Спасителем, и уподобимся сонму святых угодников Божиих, которые, непрестанно пребывая в непреступном Пасхальном свете, стяжали спасение и дар благодатного заступничества и молитвы о каждом из нас.
Так, в этом году, в дни празднования Воскресения Христова, мы с любовью вспоминаем и святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, прославленного в лике святых 180 лет назад. Воронежский первосвятитель в своем служении Христу, Церкви Православной и нашему Отечеству явил подлинную Пасхальную радость, и мы сегодня, в XXI веке, приобщаемся к его духовному опыту, вчитываемся в житие, назидаемся завещанием, обретаем его молитвенную поддержку. Да пребывают в наших сердцах слова святого созидателя Воронежской епархии: "Надо апостольское учение слушать: никто своей пользы, но ближнего своего каждый пусть ищет (1 Кор. 10, 24); ищущий же, по слову евангельскому, обретает благодать и славу, получит от Бога мир и милость, и усердно стучащему в двери милосердия Божия через исполнение Господних заповедей откроется Царство Небесное, и примут его в бесконечной жизни в радостную обитель блаженства".
Дорогие отцы, братья и сестры, молитвенно желаю, чтобы Воскресший Христос – победитель греха и смерти, вошел ныне в сердце каждого верующего человека, в каждую христианскую семью, дом, приход и обитель и исполнил все Своим Светом. Пусть наша жизнь станет живым свидетельством Пасхальной веры, постоянным служением Христу. Призываю всех нас неизменно "хранить все слова сии" в наших сердцах и делиться Пасхальной радостью со всеми людьми, возвещая каждому словом и делом весть древнюю, но вечно новую:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
СЕРГИЙ, митрополит Воронежский и Борисоглебский.
Пасха Христова 2012 год, город Воронеж.