22 ноября 2024 г., ПЯТНИЦА, (9 ноября ст.)
ВОРОНЕЖСКАЯ МИТРОПОЛИЯ • ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ • Воронеж

6 июля 2022 г • Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий: "С людьми, теряющими нравственный ориентир, случается катастрофа"

Воронежская областная газета "Коммуна" опубликовала интервью с Главой Воронежской митрополии. В ходе беседы Архипастырь рассказал о кризисе нравственности в современном обществе, о последствиях отступления от веры и о евангельском пути спасения человечества.


– Владыка, как известно, празднику Дня славянской письменности и культуры, ежегодно отмечаемому в конце мая, предшествует память апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Существует предание, что именно Евангелие от Иоанна – важная часть Священного Писания – было первой книгой, переведенной на славянский язык равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием. Евангелие содержит не просто сведения о земной жизни Иисуса Христа, оно – о мироустройстве в целом. На Ваш взгляд, почему современные люди все реже вспоминают евангельские заповеди, столь важные для всего человечества?

– Апостол Иоанн Богослов, вдохновляемый благодатью Святого Духа, в своем Евангелии говорит о любви Божией к человеку, раскрывает действие Его спасительной силы и Промысла. Святой Иоанн наименован Богословом потому, что не просто описывает проповеди Христа и совершенные Им чудеса, но объясняет нам духовную суть христианства, вечные Божественные законы, их действие в нашем мире. Это очень важно. Во второй своей книге – Откровение, иначе называемой "Апокалипсис", апостол Иоанн описывает последние времена, когда люди, ослепленные самомнением, отступят от Господа, поставят себя на Его место. Еще в раю сатана соблазнил первых людей нарушить заповедь Божию, пообещав им возможность самим стать богами: "…откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло" (Быт. 3:5). К этой же цели – самообожествлению – направлены стремления части современного человечества, забывшего своего Создателя и отвергающего предлагаемый Им путь спасения.

Не будем углубляться в политические проблемы, обратим внимание на вопросы нравственного воспитания человека. В чем особенность нашего времени? К примеру, снимается художественный фильм, и, желая пробудить в зрителях повышенный интерес, авторы показывают аморальные поступки своих персонажей, неприличные сцены, – то, что раньше было немыслимо на экране, и, как говорится, делалось в темноте. Сейчас такими приемами и псевдо-искусством идеализируется образ человека, получающего удовольствие и "счастье" через удовлетворение греховных, животных страстей.

А теперь вспомним советские времена. Страна была атеистическая, упоминания о религиозных и духовных ценностях были запрещены на законодательном уровне. Но при этом общество сохраняло нравственные устои предыдущих поколений, воспитанных в христианских традициях. Совесть и высокая мораль давали народу духовную силу – это было действительно чудо! Сейчас же наоборот: целенаправленно стирается грань между добром и злом, детям и юношеству внушается, что высокие человеческие качества – это не модно.

– Происходит подмена понятий?

– Да, и делается это очень настойчиво, порой даже грубо. Попираются не только Божественные заповеди, но и понятия об элементарной человеческой справедливости. На международном уровне используется явная ложь, которой никто не пытается или не может противодействовать... Недавние примеры: Камилла Валиева, талантливая фигуристка, наша звездочка, как с ней поступили? Ребенка оболгали, обвинили в принятии запрещенных веществ. А с нашими паралимпийцами как обошлись? Нанесли незаслуженную обиду, запретили участвовать в состязаниях. Так поступают люди, которые уже живут искаженными, греховными ориентирами. Они посылают миру свой дерзкий вызов; творя произвол, как бы говорят обществу: "Если не подчинитесь нам, если у вас не будет такого же образа мыслей, то..."

– …вы не будете счастливы?

– Нет: "…вы вообще нам не нужны". Как сейчас украинские националисты рассуждают: "Вы все (включая язык и традиции, святыни, бесценные шедевры культуры и искусства) подлежите уничтожению". Это же варварство! С людьми, теряющими нравственный ориентир, случается катастрофа. У нас же отношение к братскому народу очень дружелюбное – Воронежская земля приняла тысячи беженцев, мы заботимся о них, помогаем перенести трудности.

Если мы лишимся духовной основы, всего того светлого и чистого, что в нас есть, если мы потерям остатки веры в Бога – это будет трагедия. Об этом говорит апостол Иоанн Богослов, об этом говорят святые отцы, и я в этом глубоко убежден. Самая великая катастрофа – это даже не атомная война. Величайшая катастрофа случится тогда, когда человечество окончательно утратит нравственные ориентиры в жизни. Тогда оно изживет себя, потому что создан человек по образу и подобию Божию, а Бог есть Любовь. Проявления любви в нашей жизни – добрые дела, уважение к другим, забота, сострадание – делают нас настоящими людьми, детьми Отца Небесного. Господь через того же святого Иоанна Богослова учит нас: "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (1 Ин. 4:20). Любовь – высший закон бытия. И нам нужно делать все, чтобы сохранить наше нравственное устроение сообразно заповедям евангельской любви. На них основана вся тысячелетняя культура нашего Отечества. Читайте классику, посещайте художественные выставки, исследуйте творения русских философов и мыслителей… Великое наследие достойнейших сынов России сегодня живо и актуально, окрыляет дух, зовет нас к прекрасному и вечному.

– Владыка, в начале нашей беседы мы уже упоминали просветителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Они разработали славянскую письменность, важнейшим плодом их деятельности стало становление книжного дела на Руси. Какую роль книжная культура сыграла в формировании нравственных ценностей и основ русского этноса?

– Книжная культура должна быть составной частью нашего внутреннего мира, без нее совершенно невозможно жить. Книги нужно не просто читать – с книгами нужно общаться. Начиная от Евангелия, слова Божия, и оканчивая хорошей художественной литературой, как классической, так и современной. Книги дарят нам бесценные сокровища мудрости, питают ум, развивают сообразительность, утешают душу и сердце, возвращают вкус жизни, помогают найти выход из непростых ситуаций... Некоторые досужие наши современники в своем противлении добру докатились до запретов бессмертных творений Пушкина, Достоевского, Толстого, Чехова... А ведь без них, я считаю, невозможно быть нормальным человеком. Все время жить во мраке греха и ненависти – страшно тяжело, это путь к вечной тьме ада.

Перед святыми нашими просветителями, равноапостольными Кириллом и Мефодием, мы в неоплатном долгу. С обретением письменности мы получили возможность не просто сохранять в летописях свою историю и важные мысли, которые хотим передать грядущим поколениям; но и сквозь века общаться с нашими предками, осмысливать их идеи, делать выводы, необходимые для развития как собственной личности, так и всей цивилизации. Труды святых Кирилла и Мефодия дали импульс к развитию всего славянского мира, значение их подвига невозможно переоценить.

И наоборот: если народ теряет язык, он теряет все. Например, когда какая-либо страна получает политическую независимость, ее лидеры стремятся ввести для всего населения единый государственный язык. Утратив родную речь, малые народности быстро забывают свои устои, обычаи предков, теряют национальную идентичность. Поэтому как зеницу ока, как основу самобытности народа нужно хранить свои корни, не терять завещанное нам великими предками прекрасное состояние души, той неодолимой духовной силы нашей Родины, которая сейчас является главным препятствием к пониманию нас со стороны Европы и всего мира.

– Действительно, мы живем в сложное время, когда отличать добро от зла становится все сложнее, а цена ошибки может оказаться трагичной. Как Вы считаете, Владыка, есть ли еще у человечества шанс вернуться на путь духовного совершенствования?

– Пока человек жив, пока продолжается история мира, шанс есть всегда. Возвращаясь к евангельскому повествованию, вспомним о последних минутах жизни Христа Спасителя – Его распятии на Голгофе. Вместе с Ним были осуждены на казнь и пригвождены ко крестам два разбойника: один был распят по правую сторону, другой – по левую. В остервенелой злобе тот, что находился слева, проклинал свою судьбу, весь мир был ему ненавистен, и над Христом он глумился вместе с другими распинателями. Что же мы слышим от человека, который распят справа? Терпя такие же страдания, он стал обличать своего товарища: "Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" (Лк. 23:40-42). На что Христос отвечает ему: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23:43). Так в последние мгновения жизни благоразумный разбойник удостоился прощения и вошел в Царство Божие.

Нам кажется, что жизнь впереди еще долгая – успеем в храм сходить, когда будем на пенсии… Но за годы, проведенные во грехе, не закостенеет ли наше сердце? Если всю жизнь наша душа дышала злобой и ненавистью, сумеем ли раскаяться в последние минуты?

Высоцкий пел, что в гости к Богу не бывает опозданий – можно понимать это и в духовном плане. Господь готов принять нас всегда, только бы наше обращение к Нему было искренним. За каждым богослужением мы, православные, молимся, чтобы Спаситель Христос послал нам безболезненную и мирную кончину, помог осознать свою жизнь, внутренне переродиться и перейти в вечность в состоянии примиренности, с очищенным сердцем. Для этого нужно стремиться к свободе от греха. Грех – вовсе не источник наслаждения, он наполняет душу горечью и разочарованием, дает массу негатива в жизни даже на простом житейском уровне.

Есть в Православии для человека благодатный путь к обретению мира с собой, с ближними и с Богом: Таинство Покаяния – исповедь. Когда почувствуем, что вступили на путь зла, и с каждым днем все более удаляемся от Отца Небесного, – а это порой бывает так легко и почти незаметно, – нужно одуматься, прийти в храм и попросить Господа о прощении. Он готов встретить с любовью каждого и обещает: "Приходящего ко Мне не изгоню вон" (Ин. 6:37). Дай Бог всем нам найти этот спасительный путь к добру и правде!

АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.