26 сентября 2022 г • "Древо сущаго живота, на немже содела спасение Превечный Царь посреде земли, возносимо днесь, освящает мира концы..." (Стихира службы праздника)
Накануне праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил всенощное бдение с чином Воздвижения Креста в Благовещенском кафедральном соборе.
Накануне праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Благовещенском кафедральном соборе было совершено архиерейское богослужение. Всенощное бдение и чин Воздвижения Креста совершил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии. Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора.
Перед богослужением Крест, украшенный венком из живых цветов, при пении тропаря и кондака праздника был перенесен на Престол, где находился до момента изнесения его на середину храма.
В стихирах и канонах богослужения говорилось о духовном значении праздника. Страдания Иисуса Христа "умертвили умертвившего нас", т.е. диавола, и оживили умерщвленных грехом людей и "яд змия", принесшего смерть, был смыт кровью Иисуса Христа. Крест был прообразован в Ветхом Завете крестообразно сложенными руками патриарха Иакова, благословившего сыновей Иосифа, и воздетыми руками Моисея, молившегося во время сражения евреев с амаликитянами. В день Воздвижения Креста исполнилось пророчество Царя Давида о поклонении подножию пречистых ног Спасителя, и в этот день одинаково торжествуют и ангелы, и люди, демоны же трепещут. Крест Христов является укреплением страждущих, похвалою верных, ободрением Апостолов, заступлением праведных и возрождением грешников, поэтому мы, христиане, лобызаем Крест Господень со страхом и радостью: со страхом - от глубокого сознания своего недостоинства, а с радостью - оттого, что Крестом нам даровано спасение.
За всенощным бдением была совершена лития - усердное моление с призыванием многочисленных святых угодников Божиих о мире всего мира, благостоянии Церкви Божией, о Святейшем Патриархе и Правящем Архиерее, о богохранимой стране нашей, властях и воинстве, о болящих, плененных, путешествующих и о всем народе.
Во время всенощного бдения митрополит Сергий совершил хиротесию (пострижение во чтеца) и затем поставление во иподиакона воспитанника 3 курса Воронежской духовной семинарии Илии Исаева.
Полиелей был совершен в алтаре - у Креста, пред которым было воспето величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия".
При пении великого славословия митрополит Сергий в полном облачении совершил каждение престола, на котором возлежал святой Крест. После обхождения с Крестом всего храма, перед Царскими вратами прозвучал возглас Архиерея: "Премудрость, прости". Хор торжественным напевом воспел тропарь праздника: "Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство".
Сопровождаемый духовенством, Владыка Сергий, держа Крест на своей главе, возшел на кафедру на середине храма. Начался Чин Воздвижения, который символически являл верующим событие, происходившие при обретении Животворящего Креста в окрестностях Иерусалима. Тогда при огромном стечении народа для всех собравшихся людей не было возможности подойти и приложиться ко Кресту, поэтому Патриарх Макарий многократно поднимал Крест (по славянски - "воздвигал"), чтобы всем было его видно. Народ совершал поклонение Кресту и взывал: "Господи помилуй!".
При совершении Чина митрополит Сергий при пении "Господи помилуй" ("сотницами" - по 100 раз) совершал воздвижение Креста на 4 стороны света: на восток, на запад, на юг, на север, и в последний раз - снова на восток. Перед каждым воздвижением протодиаконами и диаконами произносились особые прошения:
- Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси.
- Еще молимся о милости, жизни и оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Святейшаго Патриарха Кирилла, и господина нашего Высокопреосвященнейшего митрополита Сергия, и всего о Христе братства нашего, о здравии и о спасении, рцем вси.
- Еще молимся о Богохранимей стране Российстей, о властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, рцем вси.
- Еще молимся о всякой души; христианстей, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси.
- Еще молимся о всех служащих и послуживших во святем храме сем, отец и братий наших, о здравии и о спасении, и оставлении грехов их, рцем вси.
При общем поклонении Кресту духовенством и всем народом пелся особый умилительный тропарь: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим". Этими словами Церковь подчеркивает неразрывную связь Крестных страданий и воскресения Христа Спасителя.
По совершении чина Воздвижения все молящиеся поклонялись Кресту и лобызали его, при этом совершалось помазание освященным елеем.