25 февраля 2024 г • В Неделю о мытаре и фарисее Правящий Архиерей возглавил торжественное богослужение
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе.
25 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, празднование Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили ключарь кафедрального собора протоиерей Роман Вылуск и клирик кафедрального собора протоиерей Алексий Ивашкевич.
Богослужебные песнопения исполнял митрополичий смешанный хор Благовещенского кафедрального собора под управлением регента Ильи Ижогина.
С этого воскресного дня (по-славянски - "Недели") Православная Церковь начинает готовить верующих к покаянному подвигу предстоящего Великого поста. В Евангельском чтении (Лк. 89 зач., XVIII, 10-14) вниманию молящихся предлагается краткая, но назидательная притча Христова о мытаре (сборщике податей) и фарисее (законнике).
Два человека - один фарисей, а другой мытарь - вошли в храм помолиться.
Фарисеи в среде иудейского народа составляли особое сословие: обладали знанием Закона Божия и преданий старцев, отличались тщательным исполнением внешних обрядов, но, вместе с тем и лицемерием, как сказано в Евангелии: "Вся же дела творили, да видимы будут человеки" (Мф. 23:5), желая почитаться от прочих людей за добродетельных праведников по видимой святости жизни.
Мытари, сборщики податей в пользу Кесаря, творили много неправды и притеснений людям, а потому считались грешниками.
Фарисей, сказано в притче, став впереди всех, молился так: "Боже! Благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, беспутные, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, жертвую десятую часть из всего, что приобретаю".
Мытарь же стоял вдали. Он не смел даже поднять глаз своих к небу, но, ударяя себя в грудь, говорил: "Боже, будь милостив ко мне, грешнику!"
Слушающим это слово Господь Иисус Христос поведал: "Истинно говорю вам, что мытарь пошел более оправданным в дом свой, нежели фарисей. Потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя - возвысится".
На сугубой ектении были произнесены прошения: "...о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую...", а также прошение о "Преосвященных архипастырях, пастырях, монашествующих и мирянах земли Украинския, о единстве Церкви Христовы ревнующих, в заточении и гонениях сущих". Затем митрополит Сергий вознес молитву о Святой Руси. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта молитва возносится во всех храмах Русской Православной Церкви. (Текст молитвы размещен на нашем сайте - воспользуйтесь ссылкой внизу страницы).
После пения "Отче наш" и запричастного стиха с проповедью на тему евангельского чтения к молящимся обратился протоиерей Алексий Ивашкевич.
Более 200 богомольцев в этот воскресный день за архиерейским богослужением приобщились Святых Христовых Таин.
Святитель Феофан Затворник так рассуждает о назидательном значении этой притчи: "Говорит Господь каждому из нас: Не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию, вопия, подобно мытарю: Боже, милостив буди мне грешному! Ибо вот, фарисей кажется и доброго был поведения, а не был оправдан пред Богом.
Непостижимо для нас, как же так - творение добрых дел, или праведность, для нас обязательны, как необходимое условие спасения, а между тем, мы не можем основывать на них сей надежды своей: но сколько бы ни было у нас правых дел, все их должны счесть недостаточными и для восполнения их прибегать к другим средствам.
Непостижимо сие для нас, но так есть. Христианин в чувстве сердца своего должен носить глубокое убеждение в своем непотребстве при всей праведности, или при всем обилии добрых дел, о которых однако ж, должен ревновать неусыпно. Так спасались все, которые спаслись, и оставили нам в своем примере указание возможности таких чувств и побуждение к возгреванию их в себе самих. Посмотрите на покаянные молитвы, кои суть излияние душ святых Божиих, прославленных Церковью. Как они там осуждают себя перед Господом!... И, следовательно, есть возможность в душе сознавать себя непотребным, несмотря на всю видимую чистоту души или исправность и честность поведения.
Приди, припади и всплачься пред Господом, сотворившим нас, с верою в Господа нашего Иисуса Христа, Своею бесценною кровью, пролитою на Кресте, омывающего все грехи наши и Своею беспредельною святостью восполняющего все недостатки наши. Ревнуй о добродетели, сна не давай очам, чтоб не пропустить случая к добру, не допустить недоброго чувства и не ослабнуть в ревности: но надежду спасения всю полагай в Господе..."
Кондак в Неделю о мытаре и фарисее, глас 4:
Фарисеева убежим высокоглаголания, и мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием взывающе: Спасе мира, очисти рабы Твоя.
Иной кондак, глас 3:
Воздыхания принесем мытарская Господеви, и к Нему приступим грешнии яко Владыце: хощет бо спасения всех человеков, оставление подает всем кающимся. Нас бо ради воплотися, Бог сый Отцу Собезначальный.