13 июня 2024 г • "Возшед на небеса, отонудуже и сошел еси, не остави нас сирых, Господи: да приидет Твой Дух, нося мир мирови..." (Стихира праздника Вознесения Господня)
В праздник Вознесения Господня митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение Божественной литургии в Благовещенском кафедральном соборе.
Праздник Вознесения Господня всегда проходится на четверг 6-й седмицы по Пасхе. Он относится к числу подвижных Господских праздников и совершается в сороковой день по Воскресении Христа Спасителя, в день, в который Господь вознесся на небо. Об этом событии подробно повествуется в Священном Писании: Мк. 16:12-19; Лк. 24:50-52; Деян. 1:1-12.
В нынешний праздничный день митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Благовещенском кафедральном соборе. Правящему Архиерею сослужили ключарь кафедрального собора протоиерей Роман Вылуск и клирик кафедрального собора протоиерей Владимир Чернышев.
Богослужебные песнопения торжественно исполнял митрополичий смешанный хор под управлением регента Ильи Ижогина.
За богослужением воспевались особые праздничные антифоны, в которых содержались ветхозаветные пророчества о Вознесения Господнем и прославляющие величие совершающегося события:
"Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования"; "Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне"; "Велий Господь и хвален зело, во граде Бога нашего, в горе святей Его". К стихам второго антифона воспевался припев: "Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющия Ти: Аллилуиа".
К стихам третьего антифона хор припевал тропарь праздника: "Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира".
На сугубой ектении были произнесены особые прошения: "...о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую..." и прошение о "Преосвященных архипастырях, пастырях, монашествующих и мирянах земли Украинския, о единстве Церкви Христовы ревнующих, в заточении и гонениях сущих". Затем митрополит Сергий вознес молитву о Святой Руси. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта молитва возносится во всех храмах Русской Православной Церкви.
Проповедь о празднике по запричастном стихе произнес протоиерей Владимир Чернышов.
Святых Христовых Таин за архиерейским богослужением приобщились более 120 человек.
После отпуста Литургии у иконы праздника Вознесения Господня, возлежавшей на украшенном цветами аналое в центре собора, было совершено славление.
О ПРАЗДНИКЕ:
Вознесение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Православной Церковью как один из великих праздников, в 40-й день от первого дня Пасхи.
Приближался праздник еврейской Пятидесятницы, и ученики Христовы возвратились из Галилеи в Иерусалим. В сороковой день после воскресения Иисуса Христа они собрались в одном доме. Господь явился им и беседовал с ними, говоря: "Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредить им; возложат руки на больных, и они будут здоровы".
Потом Спаситель сказал ученикам, что скоро пошлет на них Святого Духа; а до того времени повелел им не расходиться из Иерусалима. Он сказал: "Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше; ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым".
Беседуя с учениками, Спаситель вывел их из города в сторону Вифании, на гору Елеонскую. Ученики, обрадованные словами Спасителя, обступили Его и стали спрашивать: "не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?"
Спаситель же сказал им: "не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете проповедовать обо Мне в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли".
Сказав это, Иисус Христос, подняв руки Свои, благословил учеников Своих; и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и скоро облако взяло Его из вида их.
Так Господь и Спаситель наш Иисус Христос вознесся человечеством Своим на небеса и сел одесную (по правую сторону) Бога Отца Своего, т.е. Его человеческая душа и тело приняли (такую же) славу нераздельно с Божеством Его, а Божеством Своим Он всегда был и будет на Небе и везде.
Ученики поклонились вознесшемуся Господу и долго продолжали стоять и смотреть на небо вслед Ему. Тогда явились перед ними два ангела в белых одеждах и сказали: "мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т.е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо". После этого апостолы возвратились в Иерусалим с великою радостью и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа. Все они единодушно пребывали в молитве, будучи всегда в храме Божием, прославляя и благодаря Бога. С ними были некоторые жены и Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа Иисуса Христа, со Своими сродниками.
Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут. После сего настанет жизнь будущего века, т.е. другая, вечная жизнь, которая для истинно верующих и благочестивых людей будет вполне блаженною, а для неверующих и грешников весьма мучительною. (Глава из книги "Закон Божий" прот. Серафима Слободского).
Тропарь Вознесению Господню, глас 4:
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Кондак Вознесению Господню, глас 6:
Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.