25 августа 2024 г • В Неделю 9-ю по Пятидесятнице митрополит Воронежский и Лискинский Сергий в сослужении Преосвященных Архипастырей совершил воскресное богослужение
Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста была совершена в Благовещенском кафедральном соборе.
25 августа, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, возглавил торжественное богослужение в Благовещенском кафедральном соборе. Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, епископ Петергофский Силуан, викарий Санкт-Петербургской епархии, клирики Благовещенского кафедрального собора и священнослужители, сопровождающие Преосвященных Архипастырей в паломнической поездке.
Богослужебные песнопения исполнял смешанный митрополичий хор кафедрального собора под управлением регента Ильи Ижогина.
В воскресном евангельском зачале повествовалось о чуде хождения по водам Господа нашего Иисуса Христа: "Повелел Иисус ученикам Своим войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую" (Мф. 59 зач., XIV, 22-34).
На сугубой ектении были произнесены особые прошения: "...о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую..." и прошение "о Преосвященных архипастырях, пастырях, монашествующих и мирянах земли Украинския, о единстве Церкви Христовы ревнующих, в заточении и гонениях сущих". Затем митрополит Сергий вознес молитву о Святой Руси. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта молитва возносится во всех храмах Русской Православной Церкви.
С проповедью на тему евангельского чтения к молящимся по запричастном стихе обратился клирик Благовещенского кафедрального собора протоиерей Алексий Ивашкевич.
За архиерейским богослужением более 150 человек приобщились Святых Христовых Таин.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, в эти дни в храмах Воронежской епархии осуществляется сбор средств для пострадавших жителей Курской области.
Размышляя о духовном смысле нынешнего евангельского повествования, святитель Феофан Затворник пишет: "Святой апостол Петр, с позволения Господня, сходит с корабля и идет по воде; потом уступает движению страха и начинает тонуть. То, что он решился на такое необычайное дело, уповая на Господа, не представляет ничего укорительного, ибо иначе Господь не позволил бы ему того; укорительно то, что он не выдержал первого строя душевного. Его исполнило воодушевленное упование на Господа, что Он все может, и это дало ему дерзновение ввериться волнам. Сделано уже несколько шагов по этому новому пути: надлежало только крепче стать в уповании, взирая на Господа, Который близ, и на опыт хождения Его силою, а он вдался в человеческие помышления: "силен ветер, велики волны, вода не тверда"; это и расшатало и ослабило в нем крепость веры и упования. Оторвался он по этой причине от руки Господа и, оставшись преданным действию законов естества, начал тонуть. Господь укорил его: "маловерный! зачем ты усомнился?", показывая, что в этом вся причина беды. Вот урок всем, которые предпринимают что-либо, великое или малое, в видах угождения Господу! Хранить первый строй веры и упования, от которых рождается великая добродетель - терпение в доброделании, служащее основой жизни богоугодной. Пока хранятся эти расположения, до тех пор воодушевление на труды в начатом пути не отходят, и препятствия, как бы велики они ни были, не замечаются. Когда же они ослабеют, тотчас наполнят душу человеческие соображения о человеческих способах к сохранению жизни и ведению начатых дел. А так как эти последние всегда оказываются бессильными, то в душу входит страх, как быть; отсюда колебания продолжать ли, а наконец и совсем возвращение вспять. Надо так: начал - держись; мысли смущающие гони, а дерзай о Господе, Который близ!" (Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года).