13 июля 2012 г • Интервью газете "Комсомольская правда - Воронеж"
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий ответил на вопросы журналиста популярного регионального издания.
Состоялось интервью митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия для читателей газеты "Комсомольская правда - Воронеж". В своем рабочем кабинете в Епархиальном управлении Владыка Сергий ответил на вопросы, подготовленные и заданные журналистом издания Еленой Федяшевой.
Многие вопросы касались истории епархии - и не случайно, ведь 2012 год принес нам две юбилейные даты: 180-летие прославления святителя Митрофана Воронежского и 330-летие основания Воронежской епархии.
Приводим текст интервью, опубликованного в газете "Комсомольская правда - Воронеж":
"Святитель Митрофан способствовал духовному процветанию Воронежского края"
"В преддверии празднования 330-летия образования Воронежской и Борисоглебской Епархии и 180-летия со дня прославления святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, корреспондент "Комсомолки" встретилась митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием.
ВОРОНЕЖ БЫЛ ДУХОВНЫМ И НАУЧНЫМ ЦЕНТРОМ В ЦАРСКОЙ РОССИИ
Корр.: В этом году православные воронежцы отметят два значимых юбилея - 330-летие образования Воронежской и Борисоглебской Епархии и 180-летие со дня прославления святителя Митрофана. Это большая веха и в истории города, и во всероссийской православной летописи. В минувшие столетия, наряду с годами процветания, на долю Церкви выпадали и тяжелые годы, и годы откровенных гонений. Как Вы оцениваете исторический путь и сегодняшние дни Православной Церкви?
Митрополит СЕРГИЙ: Когда, по Указу царя Феодора Алексеевича и по благословению святейшего патриарха Иоакима была образована Воронежская епархия и в 1682 году к своей пастве прибыл святитель Митрофан, наш край стал административным и духовным центром. Безусловно, этому способствовало и то обстоятельство, что в Воронеже царь Петр I строил Российский флот и основал здесь первое адмиралтейство. Встречаясь с императором, святитель Митрофан внес неоценимый вклад в церковно-государственные отношения. Царь Петр был человек ищущий, очень неспокойный, особенно в первые годы своего правления. Огромное влияние на него оказывали люди западной культуры. В определенный период он дошел до полного отрицания отечественной, русской культуры. Уже после смерти святителя Митрофана он превратил Русскую Православную Церковь в один из департаментов государства. (С того времени Церковь была несвободна – вплоть до 1917 года, когда попала в другую несвободу – уже атеистическую).
Святитель Митрофан показал пути хорошего, объективного и деятельного сотрудничества Церкви с государством и его влияние на императора было огромным. Он не всегда он был согласен с Петром, какие-то принципиальные вещи решительно отстаивал, несмотря на то, что в порыве гнева император грозился даже обезглавить старца-святителя. Однако, когда святитель Митрофан скончался, император приехал с ним проститься лично и сказал: "Такого дивного старца у меня больше не будет".
И мы, благодарные потомки, вот уже четвертое столетие помним и ценим труды святителя Митрофана, потому что он положил духовный фундамент для развития Воронежского края. Его причислили к лику святых более, чем через 130 лет после кончины. Но все это время народ почитал своего почившего Архипастыря как святого.
Почитание святителя Митрофана было очень сильно выражено в Царской семье. Император Николай I приезжал поклониться гробу святителя Митрофана до его прославления. Когда царский поезд направлялся в Крым, в Воронеже обязательно делалась остановка. Император отправлялся поклониться мощам святителя Митрофана: ехал в монастырь, присутствовал на молебне, беседовал с губернатором и только после этого продолжал путь. Много раз в Воронеже у мощей святителя бывал и последний Российский царь Николай II.
Даже Афон – твердыня Православия – почитает святителя Митрофана как покровителя монашества.
Велика заслуга и другого Воронежского святителя – епископа Тихона, известного как подвижника Задонского. Он много сделал для повышения уровня образования в нашей Духовной семинарии. В то время церковное образование базировалось на католическом и протестантском богословии. Православное богословие не было достаточно разработано для введения в учебный курс. Святитель Тихон переработал учебные программы в духе православного богословия, взяв за основу учение святых отцов. Этот труд был очень востребован Церковью и Святейший Синод решил, что новые программы должны использоваться во всех семинариях, а не только в Воронежской. Это послужило началом нового этапа развития российской богословской науки.
В Воронеже была третья по значимости семинария, а наша библиотека числилась среди лучших по количеству книг. Имелась своя обсерватория и опытные сады. Вместе с богословием развивалась и светская наука. В этом отношении Воронеж очень благодатное место. Церковь и интеллигенция шли рука об руку и совместно развивали наш край. Это взаимодействие принесло свои плоды: из семинарии выходили разносторонне образованные люди, среди которых были и художники, и писатели. Епархия проделала большой и славный путь и продолжает развиваться. По качеству образования на сегодняшний день Воронежская Духовная школа занимает одно из первых мест в России.
В Воронежской и Борисоглебской Епархии более 350 священников. В хозяйственных делах им помогает приходской актив. Мы стараемся поддержать людей в наше непростое время, поддержать и город, и село – чтобы Воронежская земля расцвела и стала бы такой же крепкой и процветающей, какой была до революции: хотя и аграрной, но сильной и зажиточной.
Церковь не отделяет себя от общества. Церковь – сила, которая включает в себя народ. Мы стараемся донести до сограждан здравые мысли, сформировать их жизненную позицию: чтобы люди были честными, законопослушными, трудолюбивыми, руководствовались бы нравственными законами на основе любви.
ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ: ПОНЯТЬ И ПОДДЕРЖАТЬ
Корр.: В истории России отношения Церкви с властью складывались по-разному. Несмотря на то, что у нас светское государство, Церковь принимает активное участие во многих важных вопросах, участвует в дискуссиях, выходит "в народ". Расскажите, как сегодня складываются взаимоотношения Епархии и воронежских структур власти?
Митрополит СЕРГИЙ: Согласно законодательства, Церковь до сих пор не может участвовать в различных областях общественной жизни, например, заниматься в полном объеме благотворительностью. Власть приветствует оказание материальной помощи неимущим – когда сбор средств организовывается приходами. Но, к примеру, открыть приходской детский сад или приют мы не имеем права. Если и есть в некоторых приходах подобные структуры, то только на условиях компромисса с законом. Другой пример: священнослужители не имеют права приходить в школу и вести уроки Закона Божия. Можно лишь при храме организовать воскресную школу – если родители желают, они приводят туда своего ребенка на добровольных началах.
В воронежских школах введен курс "Основы религиозной культуры и светской этики". Детям предлагаются познания не только о Православии, но и об основах ислама и иудаистской, буддийской культуры. Не нужно заблуждаться: это абсолютно светский предмет. Я рад, что мы достигли соглашения с департаментом образования и музейными работниками о проведении экскурсий для ознакомления с сокровищами нашей национальной духовной культуры. Предполагается, что дети будут знакомиться с храмами и музеями Воронежа, узнавать историю и культуру нашего края. Ни один школьный предмет не сможет так, с духовной стороны представить историю нашего города. Но преподавать детям имеет право только священник, имеющий педагогическое образование и те люди, которые прошли обучение по специальным программам. Эти программы разрабатываются при участии Епархии светскими верующими учителями.
Во время личных встреч люди часто обращаются ко мне с такими вопросами: "Мой ребенок в 12 лет спрашивает у меня, что такое храм, молитва. Ему об этом в школе говорят, а этого делать нельзя". Очевидно, что знание о назначении и истории храма, понятие о молитве – еще не носит религиозного содержания: понятие об этих вещах у человека должно быть. Слава Богу, что у ребят работает самостоятельное мышление, что они хотят получить ответ на свои вопросы.
С другой стороны, наши отношения с властью складываются на личных контактах. Нельзя сказать, что в нашей администрации все стопроцентно верующие люди, но они помнят о своих православных корнях, приходят хотя бы на Пасху в храм и стоят на богослужении. Это хорошо – по крайней мере, они не смотрят на Церковь как на враждебный институт, а видят в нас потенциальных союзников, понимая, что мы делаем общее дело. Возникают личные знакомства, которые помогают в решении некоторых вопросов. Например, много сил было потрачено, чтобы найти достойное помещение для православной гимназии. Условия, в которых проходят занятия, не выдерживают критики. Невозможно выполнить предписания санитарных врачей и пожарных. Естественно, мы просим, чтобы власти оказали помощь. Надеемся, что в этом году нам в пользование предоставят школу, которая была вечерней – произойдет обмен зданиями. Это позволит улучшить условия обучения гимназистов.
Другой вопрос – с Духовной семинарией. Здание при Успенском храме было построено наспех, мало приспособлено для общежития. Его нужно перестраивать или сооружать что-то новое. Этот вопрос мы постоянно поднимаем: пожалуйста, если это возможно, отдайте нам исторические здания Воронежской семинарии. Мы не настаиваем: понимаем, что это центр города и для многих эти здания представляют интерес. Но неужели невозможно найти альтернативу размещения семинарии? Без администрации области и города мы этот вопрос решить не можем. Ранее, при Владыки Мефодии, затем при моем пребывании на кафедре – десятый год инициируется нами этот вопрос. Несколько раз нам официально отказывали в передаче этого здания. С большим трудом удалось разместить памятную доску на историческое здании семинарии – к ее юбилею. Было большое сопротивление. А ведь это памятник архитектуры – почему же нежелательна была даже эта памятная доска?
Есть и мелкие вопросы. Сейчас можно памятники архитектуры передавать в собственность Церкви. Естественно, что сотрудники культуры стараются передать объекты со своего баланса на баланс приходов. Здания разрушенные, большинство никогда не ремонтировалось. Нам бы хотелось их принять, но, с другой стороны, мы просто не сможем на собственные средства эти здания отреставрировать. Бытует мнение, что Церковь – богатая структура, но это заблуждение! Мы едва "сводим концы с концами", свободных денег у Епархии нет. Деньги на реставрацию храмов и монастырей приходится собирать всей епархией.
Следует еще подчеркнуть, что, со своей стороны, администрация к нам не обращается ни с какими вопросами или просьбами политического характера. Мы отвечаем на общественные запросы – это только наша активная позиция. Могу привести пример, за который меня критиковали в СМИ. Недавно я отказался от предложения общественных образований устраивать крестные ходы и служить молебен по всей области об отказе в разработке никелевого месторождения. Дело в том, что к постановке этого вопроса присоединились и на данный момент лидируют люди, заинтересованные в политических провокациях. Когда я встречался с представителями инициативной группы, наша беседа очень быстро скатилась на политические рельсы, высказывалось недовольство властью… Я ответил, что мы не будем выступать в роли печальной памяти отца Георгия Гапона. Он был популярнейшей личностью в Санкт-Петербурге, и ни одна партия не могла как он организовать народное шествие протеста. А отец Георгий смог. Он работал не только с царской полицией, но и с революционерами. И именно по их просьбе повел народ. Произошла провокация: кто-то выстрелил в солдат, те ответили… Затем свершилась первая в ХХ веке революция - 1905 года. Сейчас народный мятеж тоже можно легко спровоцировать. Мое глубокое убеждение, что только стабильность государства может обеспечить счастье граждан. Россия, пережившая трагедии ХХ века, должна сделать выводы. Природу нужно сохранять. Нужно использовать в полной мере свои права и защищать хозяйственные интересы родного края. Но на данном этапе все это получает политический, дестабилизирующий акцент, который может привести к непредсказуемым последствиям.
ЧЕЛОВЕК, ПОСЕЩАЮЩИЙ ХРАМ, СМОТРИТ НА МИР ДРУГИМИ ГЛАЗАМИ
Корр.: Воронеж - в своем большинстве православный город. Но многие жители, в силу разных причин, боятся или стесняются ходить в церковь, прилюдно креститься, предпочитая, как они сами говорят, "носить Бога в душе". Что вы посоветуете им, чтобы прийти к Церкви? Как поддержать и помочь таким знакомым и родственниками? Как приучать к Церкви детей?
Митрополит СЕРГИЙ: Я скажу: не надо бояться идти в церковь! – Но многих эти слова не смогут убедить. Вопросы веры и воцерковления – вопросы внутренние. Насколько человек чувствует связь с Богом, с вечностью, насколько ставит для себя вопросы приумножения добра, любви и правды… Когда человек чувствует, что все это ему необходимо, что это – его, тогда он идет в храм. Он пользуется Таинствами, живет церковной жизнью, становится сильнее и осмысленнее. Господь дает такому человеку силы для жизни и видение того, что вокруг происходит: в семье, государстве, обществе, на работе. Ему открывается новое, духовное зрение. А стесняться Церкви, считать, что это пристанище лишь каких-то отсталых элементов, где образованного и грамотного не поймут и не примут – просто заблуждение. Еще Федор Достоевский говорил, что Бог и дьявол борются в сердце человека, а какая сторона возьмет верх – решать только самому человеку. Нужно преодолеть свою робость, понять, что в стенах храма – те же люди, которые ничем от тебя не отличаются.
По прибытии в Воронеж в 2003 году, я имел беседу с одним из высших руководителей нашей области. Я предложил ему придти в храм на какой-нибудь праздник. Он опешил: "Как же я приду?..". Говорит: "Я с уважением отношусь к вере, но не могу себе представить, как я приду в храм!". Я ответил: "Это же ваши избиратели. Вы же бываете на различных предприятиях. Здесь – те же самые люди, но они пришли в храм. Ваше посещение для них будет небезразлично. Молитесь Вы или нет, это дело Ваше; но покажите, что Вы уважаете их, как своих сограждан. Советская власть их постоянно принижала, а в Вашем лице они увидят, что Вы к ним уважительно относитесь". Он стал приходить в храм, полюбил общаться с прихожанами и признался, что почувствовал связь с народом. Любому другому человеку также нужно понять, что Православная Церковь открыта для всех. У нас нет условностей. Да, есть установления, касающиеся внешнего вида мужчины и женщины – но при благоговейном поведении никто вас не обругает и из храма не выгонит. Прихожане всегда вам подскажут, как себя вести и никто вас не осудит.
ВОРОНЕЖЦЫ ОТКРЫЛИ СЕРДЦА ЦЕРКВИ
Корр.: Владыка, Вы много общаетесь с людьми, живущими на воронежской земле и лично во время многочисленных поездок, и через "прямые линии" в СМИ. Как Вы считаете: изменились ли вопросы, задаваемые людьми, за последние десять лет?
Митрополит СЕРГИЙ: Десять лет назад, когда я прибыл на Воронежскую кафедру, чувствовался какой-то отрыв общества от Церкви, была словно какая-то стена. Сейчас я этой "стены" совершенно не чувствую. Куда бы я ни пришел – к железнодорожникам или на выпуск в медакадемию – меня просят сказать несколько слов, и, по реакции людей, я вижу, что они не стесняются. Свободно подходят под благословение, когда меня встречают или провожают после выступления… Часто встречаюсь с ветеранами. Вначале моего пребывания здесь наблюдалась острая дискуссия по поводу отношений между русскими и немцами, к которым сохранялся негатив еще со времен войны. Была неприязнь к немецким, венгерским, итальянским солдатским могилам, которые есть на территории области. Было простое отношение: это наши враги и ухаживать за их могилами мы не будем! Я много беседовал с ветеранами, чтобы дать им понять, что это были воины, люди дисциплины, которые выполняли приказ. Сейчас подобные вопросы уже не являются такими острыми.
Народ стал более открытым к Церкви.
Корр.: Владыка, в преддверии праздника, что Вы хотели бы пожелать воронежцам и жителям области?
Митрополит СЕРГИЙ: Помните свою историю. Историческая память сейчас переходит в разряд музейных ценностей. Это печально, и я бы не хотел этого. Мы должны жить нашей славной историей; помнить подвижнические труды людей, которые были до нас; продолжать их деятельность. Они были достойными людьми, лучше нас. Храня Православие, они были более нравственными, более воспитанными, более ответственными, более патриотичными. Они создали прекрасные условия для того, чтобы мы продолжали их дело. Мы должны быть им благодарны.
Долг памяти призывает нас возродить Россию, вновь сделать ее могучей, свободной и православной. Какой она была и должна быть всегда".
Подготовила Елена ФЕДЯШЕВА".