4 декабря 2024 г., СРЕДА, (21 ноября ст.)
ВОРОНЕЖ

25 июля 2012 г • Состоялось интервью митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия для газеты "Московский комсомолец в Воронеже"

В своем рабочем кабинете в Епархиальном управлении Владыка Сергий ответил на вопросы, которые от лица читателей газеты задал главный редактор издания Денис Николаевич Пырков.


Разговор касался самых различных областей современной жизни - от введения в учебный курс общеобразовательных школ "Основ религиозной культуры и светской этики" до перспектив реализации предложенного технической интеллигенцией нашего города проекта возрождения Митрофановского монастыря.

Ответы митрополита Сергия на эти и многие другие злободневные вопросы опубликованы на страницах газеты "Московский комсомолец в Воронеже".

Предлагаем Вам полный текст интервью митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия:

"Рубрика: от первого лица

Атака на веру.

Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий – о протестном движении, попытках дискредитировать Церковь, а также о скандале с Pussy Riot.

В последнее время в СМИ и особенно в интернете активно обсуждаются многочисленные скандалы, связанные с Русской Православной Церковью. Это и панк-молебен Pussy Riot в храме Христа Спасителя, и история с часами и квартирой Патриарха, и продажа в храмах религиозной атрибутики. С одной стороны – мнения, что Церковь теряет авторитет в обществе, превращаясь в единую с государством структуру, замкнутую на продвижении собственных интересов. С другой - разговоры о спланированной информационной атаке на Православие. Что сегодня происходит с РПЦ и почему в ее адрес все чаще слышна критика, "Московскому Комсомольцу" рассказал митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.

"Зачем держать их в тюрьме, они что, кого-то убили?"

- Владыка, сейчас дела Церкви и ее отдельных иерархов у всех на слуху. Причем, по большей части, в негативном свете. С чем, на Ваш взгляд, это связано?

- Совершенно ясно, что все эти скандалы - просто информационная компания, развязанная против Русской Православной Церкви с целью скомпрометировать ее и отвратить от нее людей, которые ищут Бога и нравственные ориентиры в жизни. В этом процессе активно участвуют СМИ, которые "вытаскивают" человека из Церкви, предлагая ему в качестве альтернативы псевдо-героизм и жизнь во грехе.

Мы проходили уже нечто подобное в начале ХХ века. Тогда подобное поведение поддерживало государство. Инциденты были похлеще, чем акция Pussy Riot. Например, в 20-е годы обнаженные люди заходили на Пасху в храм, оскорбляли верующих и высмеивали все, связанное с религией. Тронуть их было нельзя, поскольку кощунство совершали комсомольские активисты: если вы их выгоните – власть моментально вмешается.

А сколько всевозможной лжи было высказано в те же годы в адрес Патриарха Тихона (Белавина)! Или возьмите пример митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского, +1922): его отличала Евангельская простота, отзывчивость, сердечность, за что он был искренне любим паствой. Являя пример высокой христианской любви, он благословил передачу церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления, на нужды голодающих – но его все равно, после показательного суда с клеветническими обвинениями, расстреляли.

Нападки на Церковь не прекращались и в хрущевские времена. Откройте журнал "Крокодил" и почитайте, как внушали народу, что Церковь – чуждый народу поповский элемент и вскоре должна отмереть. Я сам родился в середине XX века, и на себе испытал те гонения, которым подвергалась РПЦ. Поэтому то, что происходит сейчас, для меня не ново.

Слава Богу, подобные провокации не затрагивают людей, составляющих костяк Церкви. Они волнуют тех, кто еще только идет к вере: людей искусства, богемной элиты, которые живут по законам "светской тусовки". Но основная масса прихожан, особенно те, кто помнит опыт XX века, просто не воспринимают то, что творится сейчас, всерьез. Они молятся: "Господи, не допусти более худшего!".

- Вы сказали, что проводится некая спланированная кампания против Церкви. Каким образом действуют ее противники?

- Мы живем в век глобализации: все процессы, инициированные в России, происходят и во всем мире. Движение по дискредитации Церкви наблюдается и в Греции, и в Сербии, и в Болгарии. Словно один и тот же человек пишет сценарий; и методы - одинаковые. Это намеренное изобличение Церкви в чем-то надуманном, раздувание сплетен и разговоров вокруг иерархов, стремление показать их несостоятельность и таким образом внести раскол.

Возьмем, к примеру, историю с часами Патриарха. Подарили человеку эти часы: что в этом криминального? Естественно, что он их не скрывает, а носит и при этом чувствует себя совершенно правым. Но довели ситуацию до такого абсурда, что его не очень умные помощники испугались и стали фотографию ретушировать. А обвинили вновь Патриарха! Но не сам же он сидел за компьютером и исправлял этот снимок?!

То же самое и с печально известной теперь квартирой Патриарха. Поймите его как человека. Он является собственником этого помещения, но живут там его сестры. Так разве он ответственен за все то, что придет им в голову? Мы сами-то в своей семье всегда ли можем влиять на поведение своих родственников? Вероятно, когда случились какие-то неприятности в этой квартире, сестры, просто не знали – что им делать? Доложить об этом Патриарху побоялись и попытались защитить имущество как умели. Что в этом необычного с житейской точки зрения? Разве именно Патриарх обращался в суд? Нет. Но именно его обвиняют теперь в том, что он будто бы притесняет Шевченко (экс-министр здравоохранения Юрий Шевченко, владелец соседней квартиры, - прим. ред.).

- А как Вы относитесь к преследованию девушек из группы Pussy Riot? По-Вашему они действительно совершили уголовное преступление? Ведь даже люди, совершившие более тяжкие проступки, находятся под подпиской о невыезде.

- Церковь не имеет никакого отношения к этому скандалу. И если бы власть дала указания СКР быстро провести следствие, никакой шумихи бы не было. Но вместо этого конфликт искусственно затягивается, представители СКР делают вид, что они все очень тщательно проверяют. Хотя, что там расследовать, если все лежит на поверхности?

То, что совершили девушки – богомерзко. Это – факт, и об этом нужно сказать. Но зачем их держать в тюрьме, они что, кого-то убили? Вместо того, чтобы быстро во всем разобраться, начинается с разных сторон обсуждение их поступка. Адвокаты Pussy Riot доходят до того, что приглашают в суд в качестве свидетелей Владимира Путина и Патриарха. Ситуация перерастает в фарс.

Отдельные деятели превращают девушек в мучениц совести, их начинают поддерживать зарубежные музыканты, артисты. И все они постоянно апеллируют к Патриарху, дескать, он должен девушек простить. А когда этого не происходит, ничего не понимая в вере, принимаются рассуждать, что христианство становится какое-то не такое. Но прежде чем получить прощение, нужно его попросить, покаяться. А у девушек никакого чувства раскаяния нет, они считают, что они правы. Так за что их должен простить Патриарх?

- Кому выгодна дискредитация РПЦ и происходит ли то же самое в других конфессиях?

- Если православными "занялась" блогосфера и СМИ, то мусульмане "грызут" себя сами. Ваххабитство размывает ислам, и мы уже имеем дело не с теми "правоверными", к которым привыкли. Это движение направлено на развал государств и на создание очагов напряженности. Готовятся боевики, которые будут выполнять чьи-то задания. И результат этого – террористические акты в нашей стране, ранение муфтия Татарстана и убийство его заместителя. Это была политическая акция, направленная на устранение людей, которые призывали мусульман к нормальной жизни в рамках государства. Но новым ваххабитам это не нравится.

Начало этому движению положили политические круги США. Потом уже это течение начало по-другому развиваться.

Если взять иудеев, то и у них тоже не все хорошо. Есть традиционный для Советского Союза и России иудаизм, но присутствуют и новые течения этой религии, которые пришли к нам из США.

Католицизм сегодня представляет собой структуру, которая уже полностью слилась с нынешним обществом. Но все равно, посмотрите, сколько критики раздается в адрес Папы только лишь потому, что он отстаивает принципы Евангелие, нравственные принципы.

И, наконец, пример Англиканской Церкви. Епископалы в США гордились тем, что это в Лондоне священники ведут себя как-то не так, а мы в Америке – образец нравственности. Но и они недавно признали гомосексуальные браки и даже заявили, что гомосексуалисты могут быть епископами. Раньше этого и представить себе никто не мог. А сейчас почти вся проповедь англиканского священника сводится к призыву – будьте толерантными. То есть он не столько рассказывает своей пастве о Боге, сколько сообщает, как людям нужно себя вести в быту. Там церковь пошла на поводу у общества, снизив порог морали. Но тем самым она дала возможность внести раскол в свои ряды.

- Может быть, и Русской Православной Церкви стоит стать более современной? Не снижать порог морали, но быть понятнее обывателям?

- В 2000 году мы впервые в новейшем времени сформулировали и опубликовали "Основы социальной концепции РПЦ". В ней мы современным языком, современными формами мышления изложили то, чем живет церковь. Люди открыли и сказали: "Ах, вот оно что! С этим мы согласимся, а с этим – нет!". И государство говорит: "А мы вот с этим не согласны!". Получается, что бы ни сделала Церковь, определенной частью общества это воспринимается плохо. И тут мы попадаем в некий замкнутый круг. С одной стороны, мы не собираемся отходить от своих канонов, чтобы кому-то понравиться. Но с другой – у нас нет ни финансовой, ни организационной возможности противостоять той массовой атаке, которой подвергается человек и Церковь.

"Слухи об огромных зарплатах священников – просто фантазии"

- Возможно это из-за того, что РПЦ все-таки дает пищу своим противникам для разного рода инсинуаций? Например, торговля в храмах. Насколько вообще совместима Церковь и коммерческая деятельность?

- Нам же необходимо как-то себя содержать. Тем более, что, в отличие от других конфессий, Русская Православная Церковь живет исключительно на пожертвования прихожан.

Я шесть с половиной лет прожил в Швейцарии и все время удивлялся: храмы пустые, а Католическая Церковь живет безбедно. И когда я встречался с католическими и протестантскими священниками, интересовался – откуда у них деньги? Выяснилось, что там, при поступлении на работу, каждый житель заполняет анкету и указывает к какой Церкви он принадлежит. А затем из его зарплаты автоматически отчисляется определенный процент в пользу той или иной конфессии. Так строится финансовое благополучие Церкви на Западе. Она богата, имеет хороший бизнес, содержит гостиницы, магазины, может позволить себе финансировать миссии в Африке и прочее. У нас же – не было времени стартовать и даже осмотреться. В 90-е годы были попытки организовать банковскую систему, сеть гостиниц, но практически все они закончились неудачей. Сейчас у РПЦ есть 2-3 гостиницы в Москве, есть завод в Софрино (мастерские по производству церковной утвари, - прим. ред.), который является собственностью Церкви, но, разумеется, живет общим для всех предприятий законам, и также платит налоги.

- Как же тогда быть с рассказами людей, которым в тех же храмах предлагают купить свечки подороже: "спасутся" те, кто больше заплатит? Причем, им якобы говорят, что атрибуты, купленные за пределами храма, "не являются жертвой, угодной Богу". Многие критики РПЦ по таким частным проявлениям и судят о Церкви.

- Я не исключаю, что кто-то может и советует прихожанам купить более дорогую икону или свечу. Но "спасение" от этого, разумеется, не гарантировано.

Однажды на радио в прямом эфире, мне позвонил человек со словами: "Вы что там все, с ума посходили"? Оказывается, он пошел в храм и ему сказали, что свечка 300 рублей стоит. Я отвечаю: "Поверьте, таких цен у нас вообще нет!". Самая дорогая свеча – 25 рублей, не знаю, есть ли за 100. В основном – 5-10 рублей стоит одна свечка. И никто тебе не навязывает - купи то или это, подороже или подешевле.

А против продажи различной атрибутики за пределами храмов мы выступаем потому, что торгуют ею люди, не имеющие к Церкви никакого отношения. Это частные предприниматели, у которых есть свой свечной заводик и таким нехитрым способом они сбывают свою продукцию. Бывает, предлагают купить ее храму, а случается, что посылают своих людей, чтобы они стояли на входе и продавали. Мы выступаем против таких "конкурентов", потому что люди наживаются на вере своих собратьев. И, разумеется, разъясняем прихожанам, что те деньги, которые они платят на улице, идут не на содержание Церкви, а в карман частного предпринимателя. Кроме того, свеча имеет сакраментальное значение и поэтому важно ее приобретение именно в храме.

- А какова вообще зарплата у священнослужителей? Просто когда слышишь рассказы людей о том, как священники подъезжают к храму на машинах, которые 95 процентов прихожан не могут себе позволить, закрадывается сомнение в бедности Церкви.

- РПЦ действительно организация небогатая. И слухи о многотысячных зарплатах сотрудников епархии – просто фантазии. Если деревенский приходской священник получает от 5 до 10 тысяч рублей, он счастлив. Когда задача усложняется, – например, посылаем священника для пастырского окормления в тюрьму, – мы стараемся найти возможность, чтобы он тысяч 15 домой приносил и мог бы прокормить семью.

Я как глава епархии получаю 40 тысяч рублей в месяц, а все мои сотрудники – меньше. Часть – 30 тысяч, но это небольшой круг людей, которые выполняют очень ответственную работу. А в основном все получают до 15 тысяч.

Что же касается автомобилей, то практически у каждого священника есть своя машина. И это не роскошь, а необходимость. Сельский священник, как правило, обслуживает 2-3 деревни, и расстояние между ними может достигать 40 километров. Да и в городе трудно пользоваться общественным транспортом. Когда священник едет, к примеру, причащать больного, он везет с собой святыни: Тело и Кровь Христову. Это требует благоговейного отношения, чего в городской маршрутке будет сложно добиться.

На селе самый "популярный" автомобиль у священников – "Жигули". Хотя мы стараемся сделать так, чтобы самыми массовыми нашими автомобилями были недорогие, но иномарки. Они реже ломаются. Пробовали как-то наши отцы, – они же все патриоты, – ездить на УАЗиках, тоже, кстати, "Патриотах". Но через год-два отказались от этой затеи - слишком часто эти машины подводили в пути.

Из "крутых" машин - моя 13-летняя Audi А8. Ее мне подарили на 50-летие. С тех пор я ее не менял и перспектив на это у меня немного. Есть в епархии две "Тойота Камри" и "Тойота Королла". А в основном используется "Форд", очень популярен "Хюндай" и "китайцы".

"Прежде чем отправиться на Болотную, осознайте, зачем вы туда идете"

- В самом начале беседы вы рассказали, как церковь в XX веке натерпелась от государства. Но сейчас, по мнению многих наблюдателей, идет обратный процесс. РПЦ активно поддерживает действующую власть. В стране зреет протестное движение, а Церковь делает вид, что ничего не происходит. И символизирует, таким образом, консервативную силу, которая против преобразований. Возможно, источник критики РПЦ лежит здесь?

- Патриарх занял мудрую позицию, когда очень осторожно высказался и о выборах, и о протестных движениях. Да, говорят, что он – консерватор, нехороший человек, потому что не поддержал протест. Но что, если бы он высказался "за"? Это означало бы уже некую политическую волю, знак того, что Церковь желает вмешиваться в мирские дела. А это – несвойственная ей задача. Самое главное для нас - дать человеку нравственное основание, фундамент и "палку" в руки. Но не для того, чтобы он ею махал, а чтобы опирался на нее и шел по жизни твердо.

К нам приходят разные люди: коммунисты, единороссы, справороссы. Мы принимаем их всех без разбора, потому что Церковь для них всех – Мать. И говорим с ними не о политике, а на тему спасения его, как человека, личности, за которую Христос пролил свою кровь. А дальше уже дело самих людей выбирать ту или иную власть, голосовать за того или иного президента.

- А лично Вы верите, что все оппозиционеры, белоленточники, "несогласные" - против стабильности в стране и только раскачивают нашу общую лодку? Как Вы в принципе относитесь к многочисленным акциям протеста, которые проходят, ну если не во всех крупных городах России, то хотя бы в Воронеже?

- Я не против того, чтобы у нас в России менялась власть. Но она должна быть нравственной, в меру консервативной, защищать государство в целом и каждого конкретного человека в частности. Но глядя на наших "несогласных", у меня закрадывается сомнение: а думают ли они о стране или, прежде всего, о себе, выходя на митинги. Многие протестуют, потому что им денежку пообещали, для других это возможность посмотреть столицу и "потусоваться". Я против такого бездумного подхода. Я за то, чтобы люди, прежде чем отправиться на Болотную площадь, осознали, зачем они туда идут. Потому что последствия их акций могут быть также катастрофичны, как последствия февральской революции 1917 года, когда демократы и либералы взяли власть, но не знали, что с ней делать. И, в конце концов, сочли за лучшее передать ее большевикам.

А теперь представьте, что сейчас кто-нибудь из "несогласных" захватит власть в свои руки, но не сможет ее удержать. Дальше что: гражданская война? Избави Господи и помилуй.

- То есть, Вы не верите в оппозиционных лидеров?

- Понимаете, если бы на Болотную площадь или на проспект Сахарова выходили какие-то авторитетные личности, которые что-то хорошее сделали для народа! Но там ведь сплошь одни неудачники. С Кремлем отношения у них не сложились и они пошли протестовать, чтобы не затеряться, чтобы их видели и помнили.

Когда Михаил Касьянов был премьер-министром, я его очень уважал и ценил. Он был очень сильным председателем правительства, он обладал харизмой лидера. А сейчас "сошел на нет" и все потерял. Его и Кремль не понимает и оппозиция. Только узкий круг людей, которых он объединяет.

И посмотрите на Владимира Путина. Как бы к нему не относились, но он стал настоящим дипломатом, большим государственником. И никто из современных оппозиционных политиков не сравнится с ним. Ни Жириновский, ни Зюганов, ни создатель автомобилей "е", ни кто-то другой.

Все они выступают, где хотят; говорят, что хотят; на государственные деньги проводят собрания и съезды партий. И все жалуются на власть, хотя еще 20 лет назад такое в принципе было невозможно.

Никто не говорит, что власть сейчас идеальная. Но кричать, что невозможно жить – нельзя. Я думаю, что сейчас всем можно жить!

Беседовал Денис Пырков".

ФОТОРЕПОРТАЖ
АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.