14 августа 2012 г • "Кресту твоему покланяемся, Владыко..."
В день праздника Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе.
В служении Божественной литургии Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора.
За богослужением Владыка Сергий совершил Таинство Рукоположения воспитанника 3 курса ВПДС СЗО иподиакона Андрея Кузнецова во диакона.
После отпуста литургии митрополит Сергий совершил в центре храма поклонение Кресту, изнесенному вчера за вечерним богослужением для поклонения прихожанам и возгласил молитву на благословение меда нового урожая. Принесенный богомольцами для освящения мед был окроплен святой водой.
Праздник был установлен Церковью в память об изнесении в этот день из храма Святой Софии в Константинополе на улицы города Честного Древа Креста, на котором был распят Христос, для освящения мест и для отвращения болезней. С особым благоговением в этот день поклоняются молящиеся в храме изнесенному из алтаря Кресту Господню: "Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство", - поет весь народ тропарь Кресту Господню.
Празднество 14 августа с поклонением честному кресту Христову и с торжественной службой Всемилостивому спасу установлено в 1168 году Константинопольским патриархом Лукой и Киевским митрополитом Константином при великом князе Андрее Боголюбском в память знамений от икон во время победы царя Мануила над сарацинами, а русского князя Андрея Боголюбского над язычниками, обитавшими в низовьях Волги. В этот день после битвы в стане русских и греков наблюдалось дивное зрелище: от находившихся среди войск икон исходили лучи и осеняли полки. Греческий царь и русский князь обменялись посланиями об одержанных победах и об исходившем от святых икон сиянии, и в знак благодарности Богу был установлен в этот день праздник.
В народе этот праздник называют "Первый Спас".
В этот же день совершается память ветхозаветных мучеников Маккавеев, пострадавших за 166 лет до Рождества Христова. (День их памяти не имеет никакого отношения к веянию мака, как иногда считают некоторые по неосведомленности). Святые мученики Маккавеи стяжали себе мученические венцы в дни тяжкого для своего народа рабства. Приверженец эллинского культа Антиох, ввел в Иерусалиме и всей Иудее язычество и многие отпали от Истинного Бога. Однако оставались и те, кто скорбел о падении народа Божия, продолжая верить в грядущее пришествие Спасителя. Законоучитель Елеазар за приверженность Моисееву Закону был судим, пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Мужественно претерпели жестокие муки за веру и ученики святого Елиазара - семь братьев Маккавеев и их мать Соломония, отказавшись принести жертву языческим богам. После смерти своих детей святая Соломония над их телами воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась. Подвиг семи братьев Маккавеев воодушевил Иуду Маккавея, поднявшего восстание против Антиоха. С помощью Божией победа была одержана, а храм Иерусалимский очищен от идолов. Праздник в честь мучеников Маккавеев - один из древнейших праздников христианской Церкви. В честь этих мучеников писали похвальные слова знаменитые отцы и учители Церкви: Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Примером ветхозаветных мучеников пастыри Церкви воодушевляли первых христиан переносить начавшиеся на них жестокие гонения потому, что если сердцем веруешь в правду и любишь, то и устами должен исповедовать. Сияние веры в Господа должны обнаруживаться в делах и словах наших. Мученики, которые сегодня празднуются Церковью, да укрепят нас в любви, добрых делах и вере, и на нашей душе будут написаны слова Христа: "Кто исповедует Меня перед людьми, того Я исповедую перед Отцом Небесным, а кто постыдится Меня, того и Я постыжусь перед Отцом Моим Небесным".
В службе святым мученикам Церковь от лица всех молящихся призывает их: "Премудрости Божия столпи седмочисленнии, и Божественнаго Света светильницы седмосвещнии, Маккавеи всемудрии, прежде мучеников превелии мученицы; с нимиже всех Богу молитеся спастися почитающим вас" (Кондак, глас 2).
По традиции, в этот день совершается малое водоосвящение и читается молитва на освящение меда нового сбора. По этому поводу праздник получил в народе еще название "Медового Спаса".