4 декабря 2024 г., СРЕДА, (21 ноября ст.)
ВОРОНЕЖ

16 августа 2012 г • Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий дал интервью еженедельнику "АиФ-Черноземье"

Главный редактор и журналист популярного в Воронеже издания задали Владыке Сергию вопросы, интересующие читателей.


Газета "Аргументы и факты Воронеж" - еженедельное общественно-политическое издание, рассчитанное на широкий круг читателей.

Беседа митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия с главным редактором еженедельника "АиФ-Черноземье" Ириной Новокщеновой и журналистом Еленой Деревянкиной состоялась в рабочем кабинете Правящего Архиерея в Епархиальном управлении.

В беседе, продолжавшейся более сорока минут, Владыка Сергий дал исчерпывающие ответы на вопросы, интересующие читателей издания. Круг затронутых тем был достаточно широким: от взгляда православного вероучения на спортивные достижения олимпийских чемпионов до перспектив взаимодействия Русской Православной Церкви с госструктурами в связи с назначением вице-премьера Владислава Суркова ответственным за взаимодействие с религиозными организациями.

Предлагаем Вашему вниманию полный текст интервью, который был опубликован на страницах издания "АиФ-Черноземье":

"Уроки истории

Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий о главных ценностях человечества

Текущий год для Воронежской и Борисоглебской епархии юбилейный – все православные нашей области отмечают 180-летие прославления святителя Митрофана Воронежского и 330-летие основания Воронежской епархии. В преддверии этих больших праздников о главных духовных ценностях, вере, нравственности, воспитании мы беседуем с митрополитом Воронежским и Борисоглебским СЕРГИЕМ.

Об образовании

- Ваше Высокопреосвященство, сейчас достаточно много говорят о проблемах воспитания молодежи: неуважении старших, нежелании трудиться и так далее. Возможно, поэтому к введению в школах "Основ светской этики" и "Истории мировых религий" такое пристальное внимание. В Воронежской области, по официальным, данным более 50% родителей выбрали для своих детей "Основы православной культуры". Как Вы думаете, с чем связан такой выбор взрослых? И как ситуация будет развиваться в будущем?

- Воспитание молодого человека – процесс очень сложный. И одним введением "Основ православной культуры" его не решить – нужна общегосударственная стратегия. Мне хочется верить в лучшее, но трудно предугадать, что в будущем случится с обществом и человечеством в целом. Мы не можем говорить только о российском пути, сейчас наша страна во внутренней политике ориентируется на Европу и Америку, – а хотелось бы, чтобы у нас были свои ориентиры. Россия со своим православным мировоззрением не вписывается в общее направление развития человечества: имеет самобытную культуру, свое понимание мира. Несмотря на усиленную пропаганду атеизма в Советском Союзе, наши православные храмы сейчас полны молящимися – это заслуга народа, который сумел сохранить свою веру. Но от всех нас зависит, как поведет себя новое поколение граждан нашей страны в новых условиях.

В деле воспитания большая ответственность лежит на родителях. Сейчас принято говорить: "завели" ребенка. Но "заводить" можно котенка или щенка, а ребенка рождают; его нужно воспитывать, формировать как личность. К сожалению, жизнь современного общества построена так, что у родителей не хватает времени на своих детей. Все поглощает работа, обеспечение материальными ценностями. Ребенок воспитывается сам по себе, проводя большую часть времени за компьютером, а это ни к чему хорошему это не приводит.

Что касается предметов "Основ православной культуры", "Основ светской этики" и "Истории мировых религий", то важно понимать, что все эти предметы – светские. Меня удивляет дискуссия, возникшая в обществе. Говорят даже, что введение "Основ православной культуры" в школах – способ привлечь людей в храмы. Это отнюдь не так. Православие сформировало культуру России, влияло на ее исторические пути. Не принимать этого во внимание – значит проигнорировать целый пласт истории нашего Отечества. Получается, что знание основ Православия полезно и необходимо для общего образования гражданина России.

На Западе, например, богословская наука входит в число светских предметов. И "Основы православной культуры" - тоже являются светским предметом. Этот курс дает возможность понять творчество Чайковского, Достоевского, Толстого, которые вкладывали в свои произведения нравственную проблематику, основанную на религиозном отношении к миру и человеческой душе. Значит, чтобы сделать правильные выводы из произведений русских писателей, нужно знать Православие. Слушая музыку русских композиторов, рассматривая картины русских художников и понимая их христианский фундамент, молодой человек вникнет в глубину их смысла, получит здоровую пищу для размышлений, нравственный толчок к добру.

О науке

- Наука все время находится в поиске: новых открытий, доказательств происхождения Вселенной. Недавно построили адронный коллайдер. Космические экспедиции становятся обычным делом. Но не таит ли все это опасность для Земли? Не лучше ли бросить интеллектуальные силы на сохранение нашей планеты, а не на исследование других?

- Относится к Земле по-хозяйски – это долг человека. Господь дал нам эту землю, чтобы мы ее возделывали, от нее питались, пользовались ее богатствами. Мы должны относиться к ней бережно и с любовью. Что касается освоения других планет, то я приведу два библейских примера.

Первый пример – это всемирный потоп, причиной которого стало нравственное разложение человека. Господь сошел на землю и увидел, что кругом зло. Бог "раскаялся, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем" (См.: Бытие, глава 6). Он повелел дождю и водам – и произошел потоп, истребивший человечество. Но при этом Бог сохранил Ноя, праведного человека, который мог бы дать развитие другому народу – без приверженности к греху. Но оказалось, от греховных проявлений не застрахован никто. Ной во время сбора урожая винограда напился молодого вина и спал в непристойной позе. И один из его сыновей по имени Хам позвал братьев, чтобы посмеяться над отцом. Когда тот проснулся, то проклял своего сына. Этот случай иллюстрирует грех, который даже в избранной семье вновь проявился и стал развиваться в последующем человечестве.

Второй пример – строительство Вавилонской башни. Та цивилизация поставила задачу: взойти на небеса, чтобы посмотреть, что там. Такую же задачу ставят и наши современники, осваивая космос. Тогда Господь наказал людей, и они стали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга.

Человек ничего нового не изобретает, он просто открывает то, что создано Богом и существует от начала мира. Все сегодняшние изобретения: коллайдер, космические спутники и станции, есть попытка человека понять, как зарождается жизнь. Выведение новых пород животных, клонирование –различные пути проникновения в тайну жизни: человек хочет добиться бессмертия. Человек хочет стать богом без Бога. С точки зрения Церкви, такое желание, конечно, греховно. Рано или поздно эти попытки закончатся катастрофой.

Если бы освоение космоса было насущной необходимостью, это можно было бы понять и принять. Но наука развивается не сама по себе – это не двигатель, а движение по тому пути, который избрал человек. Безнравственность общества способна обратить во зло любые достижения в научном познании. Нужна трансформация сознания человека к добру.

О гордыне

- Недавно завершились 30-е летние Олимпийские игры в Лондоне. Россия заняла 4-е место в неофициальном зачете. Несколько медалей прибыли и в Воронеж. Страна гордится своими чемпионами, мы превозносим достижения наших олимпийцев. Однако во время Игр в интернете обсуждался вопрос о том, что участие в любых соревнованиях обусловлено человеческой гордыней, стремлением к славе. Имеет ли что-то общее такое утверждение с православными традициями?

- Каждый человек должен стремиться к какой-то избранной цели. Но главное – став лидером, не переставать уважать окружающих. Мы все оцениваем со своей точки зрения, забывая, что у другого человека тоже есть свой взгляд на вещи. Конечно, у спортсмена должны быть качества лидера и желание победить. Но небезразлично, какими средствами он придет к этой победе. Ради своего успеха причинять вред сопернику – конечно, греховное явление. То же касается и применения препаратов, против которых выступает Олимпийский комитет. Это нечестная игра, поступок против совести, а значит – грех.

В стремлении к спортивной победе нет гордости. Гордыня – это когда человек становится самодостаточным и перестает замечать других людей; более того, воспринимает их как слуг. Отношение к другому человеку, как к рабу – вот грех. Апостол Павел, имел у себя в учениках одного раба, который сбежал от своего хозяина. Возвращая этого человека домой, апостол написал хозяину: Он был мне братом, и вместе со мной переносил тяжесть моего служения; прошу тебя, прими и ты его "не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе" (См.: Послание к Филимону, глава 1). Гордец тот, кто "идет по трупам". Если такой человек приходит в коллектив и становится лидером – это катастрофа для людей, которые его окружают.

Достижения же наших олимпийцев завоеваны посредством большого труда – тренировками, самоограничением, и мы гордимся ими. Такие люди – пример трудолюбия, целеустремленности, значит – образец для нас. Если бы они ели и пили что хотели, были праздны и ленивы, злоупотребляли бы нравственными нормами, то не поставили бы таких рекордов. Но это люди большой дисциплины. И крики "Ура!" – награда за их огромный труд. Ничего греховного здесь нет.

О власти

- Недавно ответственным за взаимодействие с религиозными организациями был назначен вице-премьер правительства России Владислав Сурков. Повлечет ли это назначение изменения в отношениях между государством и религиозными организациями? Насколько тесными должны быть отношения Церкви и светской власти?

- Есть яркие примеры в нашей истории – положительные и отрицательные. Например, Дмитрий Донской и митрополит Московский Алексий. По малолетству Дмитрия Донского митрополит Алексий часто оставался регентом государства Российского. Но он никогда не пытался закрепить за собой полноту власти. Когда князь Дмитрий подрос, митрополит Алексий отдал всю власть в его руки. Другой пример: приход к власти династии Романовых. Малоопытному Михаилу Федоровичу помогал отец – Федор Никитич, фактически управлявший государством. И это было обосновано, потому что его государственный ум превосходил разумение сына. (Федор Никитич принял монашеский постриг и стал патриархом Филаретом).

Следующие правители старались сохранить это взаимодействие. Но вот, патриархом стал Никон. Царем был Алексей Михайлович, известный в истории как Тишайший. Если у митрополита Алексия все строилось на любви Христовой, а у Патриарха Филарета – на любви отеческой, то у Никона все было иначе. Он был человеком, пришедшим "снизу". И когда достиг таких высот, то проявилась его амбициозность. Он умел различать личную жизнь и свое положение как Патриарха: носил роскошные одежды, но спал на голой земле. Он достиг такого положения, что Алексей Михайлович не мог без него подписать ни один Указ. Окружение Царя не могло стерпеть того, что Государь слушает Патриарха. В конце концов, все закончилось настоящей бедой для Церкви. Патриарх Никон ухал из Москвы, его лишили сана, сослали на Белое озеро в Вологодской области, где он потом скончался.

Причины старообрядческого раскола можно оценивать по-разному, но эта борьба принесла много бед русскому народу и Русской Православной Церкви. Бурные волнения продолжались вплоть до начала правления Петра I. Утро стрелецкой казни – это эпизод болtе религиозный, нежели политический: ведь и Софья, и стрельцы были старообрядцами. Петр принял решение всех их казнить, чтобы окончательно поставить точку на активном развитии старообрядчества. И его сын Алексей был предан суду и приговорен к смертной казни за то, что возглавил политическую партию старообрядцев.

Союз Церкви и государства ни к чему хорошему не ведет, потому что государство всегда будет стремиться освободиться от посторонней воли или советов. Поэтому царь Петр и счел за лучшее благо упразднить Патриаршество. Он превратил Церковь в государственный департамент по духовным делам. Это была госструктура, которой управлял император. Церковь не могла даже самостоятельно причислить кого-то к лику святых, сказать свое слово в отношении какого-то исторического процесса и даже назначить нового епископа – то есть, попала в положение стесненности даже в сугубо церковных вопросах.

Государственная власть должна беспокоиться о земном благополучии человека, а Церковь – о том, чтобы человек был нравственным, законопослушным, готовился к вечной жизни. Часто путь спасения, который проповедует Церковь, идет вразрез с государственной политикой. Поэтому мы ни при каких условиях не хотим быть государственной религией. Мы хотим быть независимыми от государства, и, в свою очередь, неправильно со стороны Церкви вмешиваться в дела государства. Мы соблюдаем это негласное правило.

Что касается назначения нового человека, который отвечает за связи с Церковью, то я думаю, что на данном этапе это не может играть большой роли. Господин Сурков умный человек, хороший дипломат, руководитель, администратор. Он всегда интересовался вопросами церковного устройства. Церковь не может решать многие проблемы без чиновников, ведь она не имеет законодательной инициативы. А задач, идущих в разрез государственным интересам, у Церкви нет: мы стоим за то, чтобы наша Родина была богатой, могучей, и чтобы народ жил хорошо.

О праздниках

- Владыко, что бы Вы пожелали нашим читателям в преддверии празднования юбилейных дат?

- Заслуга и ценность всех юбилеев, которые празднуют люди, государство, Церковь, только в том, чтобы обратиться к истории. 180-летие прославления святителя Митрофана Воронежского и 330-летие основания Воронежской епархии – это даты, которые заслуживают изучения исторического пути развития нашего края. История Епархии – это история Воронежской земли. Сегодня для нас очень важно знать, как жили наши предки. Мы должны взять у них самое лучшее: нравственное воспитание себя и своих детей, нравственное отношение к окружающим, ответственность и стремление по-хозяйски относиться к окружающей среде.

Беседовала Елена ДЕРЕВЯНКИНА.

Это интересно:

Святитель Митрофан родился в 1623 году во Владимирской губернии. Служил приходским священником. Овдовев в сорок лет, он поступил в Золотниковский монастырь близ Суздаля, где был пострижен в монахи с именем Митрофан, а через три года, в 1666 году был избран настоятелем Усперского Яхромского Космина монастыря. В 1675 г. стал архимандритом Макарьева Унженского монастыря. Когда в 1682 году была образована Воронежская епархия, святитель Митрофан был назначен Воронежским епископом. Он ревностно занялся устройством своей епархии, был доступен для каждого, помогал бедным, навещал больных и заключенных в темницах, утешал страждущих.

Святитель Митрофан управлял Воронежской епархией в течении 20 лет. Перед смертью он принял схиму и тихо скончался 23-го ноября 1703 года. Петр Великий, узнав о болезни святого старца, поспешил к нему и приехал в Воронеж в самый день его кончины. Он закрыл ему глаза и сам нес гроб святителя до его могилы. Мощи святителя Митрофана, вскоре после его канонизации, были открыты в 1832 году и положены в Митрофановском монастыре.

Для справки:

До учреждения Воронежской епархии местность, занимаемая Воронежской губернией, в церковных делах была подчинена Рязанской и Крутицкой епархиям.

Большой Московский Собор 1666-1667 годов принял решение о возведении Рязанской архиепископии в статус митрополии и создании в ее составе двух епархий - Тамбовской и Воронежской. Первоначально в епархию вошли города Воронеж, Елец, Костенск и Орлов из Рязанской епархии; Урыв, Коротояк и Землянск из Белгородской епархии. Только 7 мая 2003 года Воронежская епархия ограничилась Воронежской областью и приобрела ту форму, в которой она сейчас. До этого времени постоянно происходили изменения в составе земель епархии.

При святителе Митрофане, который был первым архиереем Воронежской епархии, было построено много храмов, устраивалась монастырская жизнь. В 1692 году в Воронеже был достроен Благовещенский кафедральный собор. А в 1720-х годах митрополит Пахомий развернул большие строительные работы, реставрация и перестройка кафедрального собора продолжалась до 1735 года. Епископ Иоаким много внимания уделял духовному образованию - при нем были организованы школы для детей церковнослужителей в Воронеже при архиерейском доме и в Острогожске. При последующих Владыках в 1742 году открылись славяно-латинское училище при Дивногорском Успенском монастыре, а в 1745 году - Воронежская духовная семинария".

ФОТОРЕПОРТАЖ
АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.