4 декабря 2024 г., СРЕДА, (21 ноября ст.)
ВОРОНЕЖ

5 июня 2013 г • Прямая линия общения митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия с читателями еженедельника "АиФ-Черноземье" прошла в Воронежском Доме журналистов

В течение часа Владыка Сергий отвечал на вопросы читателей и журналистов издания и на телефонные звонки воронежцев.


5 июня в Воронежском Доме журналистов Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Воронежский и Борисоглебский, принял участие в Прямой линии общения с воронежцами, организованной редакцией еженедельника "АиФ-Черноземье".

Во встрече с Владыкой Сергием приняли участие гендиректор "АиФ-Черноземье" Александр Головин, главный редактор издания Ирина Новокщенова, журналист Елена Деревянкина, директор регионального дома журналистов Софья Хотина, сотрудники епархиальной пресс-службы.

Беседа Владыки митрополита с читателями издания получилась живой и содержательной - в течение часа Архипастырь давал мудрые и исчерпывающие ответы на вопросы, заданные воронежцами по телефону и журналистом еженедельника в непосредственной беседе.

"Почему общество сегодня забыло о культуре?"

"Педагоги стараются подготовить детей не к глубокому усвоению материала, а научить заработать больше баллов и добиться хороших результатов на ЕГЭ. К чему все это приведет?"

"Дети сейчас стали трудными - не умеют себя вести, не уважают старших, не хотят учиться. В чем проблема? Кто виноват: дети или родители?"

На эти и многие другие вопросы ответил митрополит Сергий в ходе Прямой линии.

Предлагаем Вашему вниманию материал о Прямой линии, опубликованный на страницах издания:

"Как в суете сохранить духовность?

О браке и семье, отцах и детях, вере и суевериях спрашивали у Владыки Сергия воронежцы.

На прямой линии с читателями "АиФ-Черноземье", прошедшей 5 июня в Доме журналистов, митрополит Воронежский и Борисоглебский СЕРГИЙ с присущей ему мудростью и откровенностью отвечал на самые разные, волнующие людей, вопросы. Диалог получился интересным и познавательным.

Где тонко, там рвется.

- Часто говорят, что дети сейчас стали трудными. Они не умеют себя вести, не уважают старших, не хотят учиться. Как Вы считаете, в чем проблема? Кто виноват: дети или родители? (С. Корчагина).

- Я думаю, что родители. Ребенок приходит в этот мир с набором благословений: от Бога он получил жизнь, бессмертную душу, таланты и способности, которые должен развивать, а от родителей – физическое и духовное здоровье. Направить ребенка в жизни – задача матери и отца. К сожалению, сегодня многие родители, упрощая таинство рождения, говорят, что они "заводят ребенка". С моей точки зрения, это неправильно. "Заводят" кошек и собак, а детей - рождают. И в этом неправильном слове тоже проявляется отношение к детям.

Родители должны воспитывать своих сыновей и дочек, серьезно относиться к ним как к новым, самостоятельным личностям. Меня радует, что есть семьи, в которых матери находят возможность не работать, а посвящать все свое внимание детям – это очень ценно.

Некрасиво, когда родители говорят, что их ребенок "неуправляемый". Да, характер каждого человека индивидуален; но не нужно забывать, что черты и свойства характера тоже передаются по наследству! Причем, с характером можно и нужно работать - в любом возрасте. Это и следует делать родителям. Отцы не должны перекладывать воспитание детей на мать, нужно разделять эту ответственность.

- Браки сегодня в большинстве своем заключаются либо слишком рано - по причинам нежданной беременности; либо очень поздно - потому что молодые люди стремятся сначала сделать карьеру и насладиться свободой. А бывает, и не заключаются вовсе - потому как многие пары считают, что штамп в паспорте ничего не изменит в их жизни. Как вернуть в общество уважение к семье и браку? (Е. Макарова, Воронеж).

- Брак – дело серьезное; он имеет благословение Божие, поэтому не должен разрушаться никогда. Господь создал мужчину и женщину, благословил их и сказал – живите и размножайтесь. В Новом Завете Христос неоднократно говорил о святости брака: "То, что Бог сочетал, человек не да разлучает" (Мф., 19; 6). Потому узы брака вечны, и относиться к нему нужно не как к проходящему событию, которое можно скорректировать или обновить. Случается, что молодые пары вступают в брак по принуждению родителей - из-за того, что молодая женщина ждет ребенка. Но в душе при этом молодожены не имеют любви. Такой брак к хорошему не приведет: разругаются, "покажут характер" и все равно разведутся.

Заключая брак, нужно рассматривать своего супруга или супругу как величайший дар, дороже которого нет ничего на свете. Когда влюбленность проходит, обращайте внимание на положительные стороны вашей "второй половины" – они есть всегда. Воспитывайте себя так: я не имею какого-либо положительного свойства, но моя жена или мой муж - имеют. Если моей "половине" что-то во мне не нравится, то я поработаю над собой, изживу из себя этот недостаток. При таком творческом отношении друг к другу ваш брак будет прочным и неразрушимым. А если вы будете только предъявлять взаимные претензии, то, конечно, семья распадется.

- …Но понятие брака сегодня меняется. Вот уже отстаивают свои права однополые браки…

- Однополые сексуальные взаимоотношения нельзя даже назвать браком. Это большой и тяжкий грех. Каждый человек призван к нравственному совершенствованию. Если к мужчинам и женщинам с нормальной сексуальной ориентацией и общество, и Церковь предъявляют естественные, здоровые требования: чтобы не изменяли, относились к супругу или супруге с пониманием, и т.д., то почему мы не можем предъявить нравственные требования к людям, у которых имеются генетические изменения или приобретенный греховный опыт? Если они будут расценивать свои наклонности как индивидуальную особенность, постараются быть целомудренными и работать над собой, то добьются успеха и счастья в жизни, сделаются достойными Царствия Божия.

Особенно беспокоит, что легализация однополых браков становится государственной политикой. На западе уже давно, а теперь и в России стали говорить о толерантности, уважении прав сексуальных меньшинств... Но следует подумать о последствиях: если пропаганда содомии станет делом межгосударственной политики, этот путь приведет человечество к концу своего бытия! Это внушает опасения. Обществу необходимо осознать опасность и не поддаваться на провокации.

- Гражданский брак – это хорошо или плохо? Ведь если пара идет в ЗАГС после того, как какое-то время пожила вместе, наверное, решение будет более обдуманным? (А. Рахманина).

- Обдуманности здесь никакой нет. Некоторые пары не спешат вступать в брак, бывает, по хитрости одной из сторон, чаще - мужчин. Пожили вместе и расстались… Мужчинам, как правило, это дается легко, потому что они не чувствуют ответственности за семью и считают себя свободными. Ранее в нашей епархии было возможно заключать церковные браки без гражданской регистрации. Но практика показала – такие пары нередко расходились. Регистрация брака в ЗАГСе дает юридическую защиту со стороны государства интересов самих граждан и их детей. Поэтому в нашей епархии я запретил венчание без регистрации брака в ЗАГСе.

Как получить благодать?

- Сегодня у многих людей дома все стены обвешаны иконами, в машинах – тоже иконы, на шее носят огромные кресты. Но так ли важно, сколько икон у человека; наверное, важнее сама вера? (С. Петренко).

- Вы совершенно правы – искренность и глубина веры не определяется количеством приобретенных икон. Вы можете иметь в доме две или три иконы, а можете и 50, но от этого "святее" не станете. Для чего нужна икона? Через нее мы обращаемся к первообразу: к Богоматери, святым или к самому Христу Спасителю. Взирая на образ нам легче собрать свои мысли для молитвы. Видя кроткий лик на иконе, мы учимся доброму состоянию души. Отношение к иконе должно быть благоговейное – я категорически против брелоков с иконками или крестиками, которые словно игрушки вешают на ключ зажигания или лобовое стекло машины. Садясь за руль автомобиля, в котором есть икона, вы должны перекреститься, помолиться Богу. Но если вы полагаете, что икона вам поможет сама по себе, вне зависимости от вашей веры и образа жизни, то никакой защиты не будет. К святыне нужно относиться серьезно.

- У нас в Воронеже часто собирают милостыню со словами "на храм". Бывает, что и в автобусы заходят, а то и просто дежурят во дворах церквей. Можно как-нибудь проверить - действительно ли собирают на храм или это какие-то ряженые и не стоит им подавать? (Т. Нестерова).

- Отношение должно быть рассудительное. Есть люди, которые делают из сбора пожертвований доверчивых людей себе заработок. Если вы сентиментальны и хотите помочь им просто как бедным людям – помогите. Если же вы хотите помочь именно храму, то спросите, что это за храм, где он находится, а затем пойдите туда и сделайте пожертвование самостоятельно. Помните: человек, который действительно собирает на храм, имеет письменное, с печатью удостоверение из епархии или, хотя бы от настоятеля.

Сила духа.

- Телевидение, Интернет навязывают современному человеку негативный образ мыслей, ускоренный темп жизни, новые виды занятий. Все меньше рабочих и мастеровых, все больше консультантов, менеджеров, рекламных агентов. Как в таких условиях сохранить духовность? (Г. Свиридов).

- Если мы говорим о духовной жизни и молитвенном настроении, то наша суета и занятость тому не помеха. К Христу приходили спрашивать совета люди разных профессий: мытари (сборщики налогов в пользу оккупантов-римлян, были самыми презренными в иудейском народе на тот момент людьми), солдаты, которые тоже были нелюбимы народом - ведь они служили Римской армии. Но никому Христос не сказал: меняйте профессию. Мытарям он посоветовал не брать лишнего, солдатам – никого не обижать, поступать по закону и совести.

Современный человек может самостоятельно и свободно размышлять над жизнью, пребывать в сосредоточенности и молитве.

Но часто люди получают слишком много информации и устают от нее. Тогда, если вы ищете духовной жизни и хотите призывать Бога на помощь, посвятите хотя бы 15 минут в день размышлению над смыслом жизни, этого будет достаточно. Совершайте хотя бы краткое молитвенное правило – и сила духовной, благодатной помощи от Бога будет гораздо сильнее, чем негатив информации. Господь даст вам силы. Вера в Бога и молитва к Нему – это реальная помощь, твердый посох, на который можно опереться.

Мы должны знать, что этика поведения на работе не должна довлеть над духовной этикой. Если вам предлагают вещи, которые идут вразрез с вашими убеждениями, то следует отдать предпочтение голосу совести. Мы должны понимать и трезво оценивать, за что мы получаем деньги: несем мы нравственное зерно обществу, или мы работаем на опустошение, вносим соблазн, пропагандируем ложь и прочий негатив. Нужно помнить: все, что вы делаете, становится частью вашей души, входит в духовную основу жизни. К этому следует относиться с пристальным вниманием. Если вы зарабатываете много денег, работая на компанию, которая занимается гибельным для людей делом – лучше найдите менее оплачиваемую работу, но оставайтесь честным и нравственным человеком.

- Через подругу познакомилась женщиной, которая, по ее словам, по благословению священника очищает от сглаза и заговоров. Эта женщина говорит, что ей во сне явилась Богородица и благословила ее молитвами лечить людей. У нее дома много икон, она отправляет людей на исповедь в церковь… Но в моей душе сомнения: как Православная Церковь относится к таким целителям? (С. Кучера).

- Церковь не благословляет такого рода целительства. Лучше, выше и действеннее, чем Исповедь и Причастие, в помощь страдающему человеку ничего быть не может. Если вы болеете и хотите, чтобы вас лечила не только медицина, но и Церковь своими молитвами – сходите в храм, попросите священника помолиться с вами. Есть Таинство Елеосвящение (Соборование) – участвовать в нем можно в каждый пост. Можно и частным образом обратиться к батюшке. Скажу вам по личному опыту: я многократно совершал Таинство Елеосвящения, и какой бы смертельной болезнью ни страдал человек, он всегда получал облегчение на довольно длительный период. Мы смертны, от этого на земле никто не спасает, но облегчение действительно приходит, многие люди исцеляются. Такова практика Церкви. А к "бабушкам-целительницам" лучше не ходить. Гарантии, что вам помогут – нет, а получить воздействие колдовских чар и бесовских наваждений – великий грех и вред душе. Придите к духовнику, и он посоветует, как правильно подготовиться к Таинствам, чтобы не просто тело ваше стало здоровым, но и душа наполнилась бы радостью и Божией благодатью.

Беседовала Елена ДЕРЕВЯНКИНА".

ФОТОРЕПОРТАЖ
АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.