9 февраля 2014 г • Проповедь митрополита Воронежского и Лискинского Сергия после Божественной литургии в Благовещенском кафедральном соборе в неделю о мытаре и фарисее и день памяти Новомучеников и исповедников Церкви Русской
Сердечно поздравляю вас, дорогие отцы братья и сестры, с нынешним воскресным праздничным днем. Для нашей Церкви сегодняшний праздник – особенный. Мы почитаем память Новомученников Российских и вспоминаем тех людей, которые хотя и не причислены к лику святых, но также пострадали во время гонений не только за церковь Божию, но и по политическим мотивам. Потому что мы помним рассказы наших отцов и дедов, которые пережили это страшное время. Когда люди боялись доверять друг другу. Когда человек хладнокровно предавал не только друзей и соратников, но даже самых близких людей на страдания и даже смерть, порой лишь ради того, чтобы за счет этого сделать себе карьеру. Но все то, что случилось после Октябрьской революции – это лишь результат отношения российского народа к тем процессам и явлениям, которые десятилетиями растлевали общество – от восстания декабристов в 1825 году до революции 1905 года. Что же происходило в это столетие?
А происходила идеологическая обработка, в первую очередь – среди образованных людей, а затем и среди всех слоев населения. Насаждалось недовольство властью, толерантность к всевозможным проявлениям греха – все то, что в таком изобилии мы видим и сегодня. Потому мы и называем наше время очень непростым. Нам приходится постоянно делать выбор, духовно бодрствовать среди всевозможных искушений, активно противодействовать злу и стоять на стороне добра. Но наши предки не противостояли злу. Они не только были морально готовы к грядущим переменам, но и ждали этих изменений. Хотя в их жизни далеко не все было так плохо, как пытались это представить идеологи всевозможных революционных движений. У них было все необходимое для жизни, они были сыты, одеты и обуты. Россия делала потрясающие успехи в развитии всех сфер жизни. В литературе, искусстве, дипломатии, решении многих насущных проблем народа – это время с уверенностью можно было бы назвать золотым веком. Но народу этого казалось мало, люди все равно были постоянно недовольны и взбудоражены.
Обратимся к историческому свидетельству нашего земляка – священноархимандрита Сергия (Серебрянского), который в годы Первой мировой войны находился на фронте и предпочитал не прятаться в штабе, а идти в окопы – к солдатам и офицерам, часто находясь всего лишь в ста метрах от врага. Он проповедовал Христа солдатам, и тем крестьянам, которые были распропагандированы и уже явно вели жизнь далекую от христианства. Если мы почитаем эти свидетельства отца архимандрита, который причислен к лику святых и является покровителем нашей духовной школы и ее храма, то мы увидим, что Священное Писание отвергалось русскими воинами. Они играли в азартные игры, ругались матом, и отцу Сергию приходилось организовывать кружки из людей, которые вели трезвый образ жизни, отвергали игру в карты и не ругались матом. И это были люди, которые каждый день смотрели в глаза смерти, и, тем не менее, пребывали в таком плачевном духовном состоянии.
И мы знаем, что после отречения государя императора Николая все ликовали и радовались, думая, что получили свободу. А если бы встретили отрекшегося самодержца, то просто разорвали бы на части. И это был наш Русский народ, который был обманут призраком свободы. Народ, который стал строить новую жизнь на костях и на крови своих ближних. Новая власть говорила, что такой-то класс – это поработители, они не имеют право на жизнь. И люди шли убивать. Сначала – дворян, офицеров, ученых, священников, шли грабить и уничтожать усадьбы и храмы. А затем стали убивать и своих ближних, друзей, соседей, называя их врагами государства и подписывая им смертный приговор своими доносами и клеветой.
Что же тогда говорить о Церкви, которая осталась единственной силой, способной относительно легально противостоять идеологии государства, ставшего на путь строительства новой жизни без Бога. Государства, которое провозгласило идеи атеизма в качестве основополагающих как в своей конституции, так и почти во всех законодательных актах. И каждый верующий человек больше не имел права занимать даже самые незначительные руководящие должности, довольствуясь лишь возможностью хоть как-то зарабатывать на пропитание себе и своим близким. И такое положение дел имело место вплоть до распада Советского союза. И мы с вами пережили все это.
И сегодня Церковь Божия предлагает нам вспомнить то время без озлобления, но с любовью. Вспомнить, чтобы не повторять этих ошибок в нашей жизни. Чтобы мы не были так подвержены искушениям, как наши братья Украинцы, которые сегодня стоят на пороге гражданской войны. Чтобы мы сумели сказать "нет" тем носителям эпидемии негативного отношения к действительности, которые способны разрушить и наше общество, и государство. Мы с вами должны сегодня вспомнить, сколько было пролито крови за Христа, за Церковь Христову и за правду. Люди погибали лишь потому, что просто хотели думать по-другому, иначе представляли себе будущее страны. Им не нашлось места под солнцем. И дай Бог, чтобы та трагедия, которую пережил наш народ, никогда больше не повторялась.
Церковь простила своих гонителей и всегда призывает народ к тому, чтобы вместо злобы люди проявляли любовь. И сегодня эта любовь должна быть выражена в молитве. И по благословению нашей Церкви мы сегодня прославили тех Ее чад, которые своей святой жизнью засвидетельствовали верность Христу и приняли мученическую кончину. А сейчас мы с вами совершим панихиду по тем людям, которые попали под этот молот, разбивший их судьбы. Чтобы Господь посмотрел на них, как на жертвы во имя справедливости. На тех, кто всей своей жизнью противостоял злу, чтобы оно не воцарилось на земле.
Царство им небесное, а нам всем Господь да пошлет свое благословение.