14 октября 2014 г • Престольный праздник в Покровском соборе Воронежа
В Праздник Покрова Пресвятой Богородицы митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в соборе, который много лет был главным храмом Воронежской епархии
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, настоятель собора протоиерей Сергий Моздор, духовенство Воронежа и клирики собора. За богослужением была совершена хиротония - митрополит Сергий рукоположил выпускника Воронежской Православной Духовной семинарии иподиакона Максима Крючкова во диакона.
После отпуста литургии был совершен Крестный ход с чтением Евангелия и окроплением молящихся святой водой. После возглашения многолетия Святейшему Патриарху Кириллу, Высокопреосвященнейшему митрополиту Сергию и всем православным христианам, со словами приветствия и благодарности к Архипастырю обратился настоятель Покровского собора протоиерей Сергий Моздор. отец настоятель поздравил Его Высокопреосвященство с праздником, поблагодарил за радость совместной евхаристической молитвы и пожелал непрестанного заступничества Царицы Небесной. Его Высокопреосвященство сердечно поблагодарил отца Сергия за теплые и искренние слова и обратился к молящимся с проповедью:
"Спасибо, отец настоятель за ваши слова приветствия! Я, в свою очередь, поздравляю всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, с нынешним нашим престольным праздником Покрова Пресвятой Богородицы! В Греции давно уже не празднуют это событие, потому что оно носило исторический оттенок, а на Святой Руси – это великий праздник. И в этом есть особый и глубокий смысл. Почему? Потому что мы вспоминаем сегодня чудесное избавление Константинополя от нашествия северных племен, от наших далеких предков, русичей, которые окружили столицу Византии. Их набеги были частыми, и византийцы были вынуждены откупаться, чтобы столица не была разрушена. Но во время очередной осады Константинополя его жителям, во множестве собравшимся в храме Божием и просящим заступления Царицы Небесной, было явлено чудо. Потому что Матерь Божия действительно защитила город. Наши предки подняли паруса и сняв осаду, ушли домой. А затем, по прошествии нескольких веков, Константинополь и само Византийское государство прекратили свое существование в качестве столицы православного мира, просиявшей подвигами многих святых и подвижников благочестия. Все это в одночасье кануло в Лету. Почему же Матерь Божия, неоднократно являвшая чудеса и избавлявшая от напастей этот город, не сохранила его и целое государство, Византию, как оплот Православия? На это есть лишь один ответ. Историки могут приводить нам абсолютно разные доводы и аргументы, выдвигать теории, сопоставляя факты и делая какие-то логические выводы. Но для нас, православных христиан, очевидна только одна причина. Люди, которые жили в Константинополе, потеряли веру в чудо. Потеряли веру в помощь Матери Божией. А всю надежду возлагали на дипломатию и на силу оружия, притом – не своего оружия, а на армию наемников. Но византийцы оказались всеми преданы, начиная с христианского Запада, куда во множестве были вывезены святыни – и в Рим, и в Венецию, которая также была одним из центров мира. И мы сейчас ездим по святым местам Италии, и не задумываемся, что множество мощей и других святынь были привезены туда благодаря разграблению Византии. И мощи святителя Николая, которые мы так любим почитать на месте их покоя в городе Бари, точно также были вывезены из византийской империи и привезены в Италию. Оскудела вера, оскудела преподобный, человеческие эмоции и человеческая логика заменили веру в Бога, веру в то, что Он может сотворить чудо.
И сейчас этот праздник обращается к нам просто с воплем. Потому что мы с вами видим, как силы тьмы во всем мире объединяются и стараются истребить остатки благочестия в народе по всему земному шару. И мы с вами часто теряемся, а нам предлагают другие возможности реализации своей кратковременной жизни. Нам создают все условия для того, чтобы мы в своих страстях, распутстве и богатстве могли прожить эту небольшую жизнь и забыли бы Бога. Но если это действительно произойдет, то мы унаследуем ту участь, которая постигла в свое время Византийскую империю. И поэтому-то Русь Святая, начиная с Андрея Боголюбского, так жадно впитала в себя духовный смысл этого события. Праздник Покрова Божией Матери стал одним из главных праздников Русской земли. Потому что наши благочестивые предки понимали, что не в силе Бог, а в правде. И что нужно быть святыми людьми, для того, чтобы отметать все напасти – как личные, так и нестроения государственные. И в этом они полагали свою надежду и упование. Нам нужно следовать примеру наших предков. Любить Бога. Любить Божию Матерь, просить ее покрова. Мы сейчас все чаще и чаще просим, чтобы Матерь Божия решила какие-то маленькие проблемы внутри нашей души или же внутри нашей маленькой семьи, забывая, что часто эти проблемы возникают из-за нашего греховного невнимания, из-за эгоизма, от нежелания видеть другого человека – нашего ближнего. А мы должны думать сейчас гораздо шире – созидая мир в своей душе, мы должны думать о созидании мира в обществе и во всем мире.
Я желаю вам покрова Божией Матери, чтобы Она откликнулась на наши просьбы, чтобы Господь вошел бы в наше сердце и нашу душу. Чтобы благодать Святаго Духа наполнила смыслом нашу жизнь. И мы бы почувствовали сопричастность и к вечности, и почувствовали бы интерес к жизни, ощутили бы ее истинный вкус и увидели бы ее смысл. Дай Бог, чтобы Господь и Матерь Божия всегда были с нами. С праздником вас поздравляю!"