14 декабря 2014 г • Архипастырский визит в Нововоронеж
В Неделю 26-ю по Пятидесятнице митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя г. Нововоронеж
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Каширского церковного округа и настоятель храма протоиерей Михаил Андреев, клирики храма Христа Спасителя и духовенство благочиния.
По окончании богослужения Архипастырь обратился к молящимся со словами проповеди:
"С праздником и воскресным днем поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры!
Я рад был сегодня разделить с вами евхаристическую молитву в эти дни рождественского поста, когда мир готовится к сретению Христа Спасителя и Его пришествию на землю во плоти. И мы с вами должны чтить эти дни поста и готовится к тому, чтобы достойно встретить Богомладенца Христа. В чем же будет заключаться наша подготовка? Осталось немного, всего 3 недели до этого радостного события, и мы с вами должны помнить лишь об одном. О том, что душа должна воспринять эту благую весть. Мы не должны думать о том, что Христос пришел на землю более 2000 лет назад, что Он был востребован лишь современниками и что это событие касается нас опосредовано. Дело в том, что Бог – Творец времени. У Бога нет ни будущего, ни прошлого, а только лишь настоящее. И есть жизнь, которой мы живем. Поэтому такие события, как пришествие Христа Спасителя, видятся со стороны Бога, как единовременные для всех людей. И тех, которые жили до Христа и тех, которые были Его современниками – они были счастливее нас, потому что жили в этот определенный участок времени. Но также и для нас – все, что говорил и делал Христос, все Его слова – они не имеют конкретного приложения к тому времени, в котором Он жил. Они относятся ко всем временам. И Христос не случайно не вмешивался в политическую жизнь страны. А ведь тогда было очень тяжелое время. Потому что Христос пришел в тот период истории, когда Израильское царство было разделено на 4 части. Одна из них управлялась напрямую римским прокуратором. Это был Иерусалим с прилагающими к нему областями. А вся земля евреев была под контролем Рима. И поэтому, это время было особого ожидания прихода Мессии. И большинство предполагали, что Он придет освободить еврейский народ от римского владычества. И зная это, остерегались этого правителя. И было очень много людей, которые приходили под духовными лозунгами, но преследовании политические цели – косвенно в Евангелии, а также в Деяниях апостолов упоминается о каком-то человеке, который вывел 2000 человек в пустыню и там они были в бедственном положении. Варавва, которого отпустили вместо Христа, был не простым разбойником, как его называет Евангелие, но он был и политическим лидером и боролся за освобождение иудеев от Римского владычества. И такие чаяния были у многих. Но Христос в своей проповеди никогда не говорил ничего о политике. Его проповедь была посвящена тому, как устроить нашу жизнь внутреннюю и общественную, чтобы она была угодна Богу и была бы удобна людям. Его испытывали, Ему предлагали разные вопросы: позволительно ли давать подать Кесарю? Как нужно относить к властям имущим? И Христос давал такие мудрые ответы, что ничего невозможно было придумать. И эти ответы – актуальны на все времена.
Поэтому мы должны воспринимать пришествие Христово, как прямое, персональное обращение к нам, к нашему сердцу, к нашей душе. Он пришел как наш Спаситель. И не только Спаситель всего человечества, но и каждого из нас, как части этого мира. И поэтому мы должны подготовится к пришествию в мир Христа Спасителя, чтобы освободиться от всех страстей, которыми мы живем – наших семейных неурядиц, каких-то наших сложностей по работе, политических и экономических нестроений государства и целого мира. Не делать все это приоритетным. А принять благую весть пришествия Христа. Потому что Он принес мир на землю, принес мир каждому человеку и необходимо почувствовать этот мир Христов – всепрощающий, основанный на любви, добрых делах и братолюбии. Который предписывает нам любить врагов наших, благословлять ненавидящих нас. Это должно быть принципом нашей жизни. И во время поста мы эти принципы должны, выражаясь светским языком, культивировать, оживлять, давать им возможность жить в нашем сердце и в нашей душе. Чтобы они охватили все наше существо. И если мы обеспечим такие условия в себе, в наших семьях, нашем государстве и обществе, то тогда благодать Божия будет действовать через нас, на умы многих политиков и людей, которые живут по правде. И Господь устроит так, чтобы через нас, свет Христов воссиял над всеми. Если же мы будем только устами ожидать Христа, а сердце будет затворено, и мы будем мечтать только о том, как нам лучше устроить праздничный стол, и как нам устроить свою собственную жизнь и жизни наших близких, если будем ставить это во главу угла, тогда те Евангельские плевела, о которых говорил Спаситель, будут заглушать то хорошее и святое, что несет нам Христос. Вот простой секрет и условие нашего успеха в жизни духовной и земной.
Если же человечество этого не поймет, если оно откажется от Христа, то это будет катастрофой. А сейчас все делается для того, чтобы человечество отказалось от Христа. Идет наступление особой антихристианской идеологии, если хотите – Антихристовой, которая несет свою псевдо духовность основанную на грехе. Которая создает сумятицу в душе человека. Которая создает беспокойство, чувство страха, подавленности. Вся система общества такая и ни на кого нельзя положиться. Банки всех обманывают – и частные лица, и предприятия. Политики не знают куда и какой делать ход. Обвиняют другие государства путем обмана, лжи и подтасовки фактов. Потом проходит время, и теперь о развязанной в Ираке войне говорят, что не причем был Хусейн, вообще никто был не при чем. Это было ошибкой. Миллионы погибли, государство практически уничтожено, люди живут в нищете, а все только разводят руками и говорят: ну что делать, бывает. А почему это бывает? Потому что нет света Христовой истины в сердце. Потому что не считают другого человека за брата, за сестру. Потому что говорят: для меня это важно, я сейчас живу, я хочу жить богато, во все удовольствие, успешно, и меня не интересует – как живут окружающие. Вот та философия жизни, которая неприемлема для Христианства.
Я хочу, чтобы мы поняли вот это. А если поймем, пост у нас будет достойным. Молитва у нас пойдет сама собой. Христос придет в наше сердце и сотворит там вечерю. То есть сделает нас счастливыми и нужными людьми. И об этом мы никогда не должны забывать. Это должно питать нашу душу, питать нашу жизнь. И я желаю всем вам, чтобы мы остаток этого поста провели бы в радости духовной, в духовной работе, упражняясь в любви друг к другу. Примирившись со своими ближними и заметив наконец, наших жен, мужей, родителей. И оказывали им уважение, с почтением уважая их как личность, которую Христос создал свободной.
С праздником вас!"