31 мая 2015 г • В день Святой Троицы, Пятидесятницу, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил богослужение в Благовещенском кафедральном соборе
Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова, потому этот праздник совершается с особой торжественностью.
С раннего утра на территории Благовещенского кафедрального собора было многолюдно - в 7 часов началось служение ранней Божественной литургии в нижнем храме.
Но особенно усилился поток людей с пышными букетами весенних цветов и молодыми зеленеющими ветвями к вратам кафедрального собора к 9 часам, когда должно было начаться служение поздней Божественной литургии, которую возглавил Правящий Архиерей Воронежской епархии, Глава Воронежской митрополии, Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Воронежский и Лискинский.
Владыке Сергию сослужили архимандрит Сергий (Копылов), секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин и клирики кафедрального собора.
На литургии в этот день пелись особые праздничные антифоны, содержащие тексты ветхозаветных пророчеств о явлении в мире Святого Духа. К стихам пророчеств добавлялся молитвенный припев: "Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа".
Повествование о сошествии Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы прозвучало в чтении зачала из книги Деяний святых апостолов. (Деян. 2: 1-11).
После херувимской песни была совершена хиротония - митрополит Воронежский и Лискинский Сергий рукоположил диакона Александра Каширина во иерея.
Множество людей - около 400 человек - причастились в этот великий день Святых Христовых Таин.
После отпуста литургии и чтения 9-го часа митрополит Сергий в сопровождении духовенства вновь вышел на середину храма. Служение великой вечерни началось умиленным, из глубины души, всенародным пением молитвы Святому Духу: "Царю Небесный".
По совершении входа с Евангелием был возглашен великий прокимен: "Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса!". Затем Владыка Сергий прочел первую коленопреклонную молитву. Чтение совершалось в отверстых Царских Вратах, лицом к народу.
Две последующих коленопреклонных молитвы были прочитаны сослужащими Архипастырю клириками.
После особого праздничного отпуста великой вечерни митрополит Сергий поздравил всех молящихся с великим праздником.
Об истории происхождения праздника Пятидесятницы:
Пятидесятница у иудеев была одним из трех великих праздников. В этот день вспоминалось дарование Синайского закона, полученного евреями через 50 дней по выходе их из Египта. Этот праздник был торжественный и радостный, и люди стекались в Иерусалим в великом множестве, чтобы принести в благодарность Богу установленную законом жертву. Это считали для себя обязательным и те иудеи, которые жили в других странах.
В третьем часу (по нашему - около 9 часов утра) в Сионской горнице (Деян. 1: 13), где находились после Вознесения Христа в постоянной молитве апостолы, внезапно послышался шум с небес, который наполнил весь дом и был слышен далеко за его пределами. В воздухе появилось множество огненных языков, которые опустились на головы апостолов, и светились, не опаляя их. Вместе с этим внешним явлением, последовало внутреннее изменение, совершившееся в душах апостолов - "исполнились все Духа Святаго" (Деян. 2: 4). Дух Святой навсегда исполнил Собою души апостолов.
Будучи бестелесным, Святой Дух избрал чувственное знамение, чтобы тем ощутимее явить Свое присутствие. "Ибо, - рассуждает св. Григорий Богослов, - как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо". Но "да не подумает кто-либо, - поучает св. Лев Великий, - что в том, что было видимо телесными очами, явилось самое Божественное существо Святого Духа". "Взор человеческий как не может зреть Отца и Сына, так не может видеть и Святого Духа".
Как только огонь Божественный возгорелся в душах апостолов, они вознесли к небу слово хвалы и благодарения Великому в Своих благодеяниях к роду человеческому Богу. И каждый из облагодатствованных начал говорить на неизвестных до сих пор ему языках стран, где он никогда не был. Этот "дар языков" для апостолов был одним из даров Духа Святого, необходимым для распространения Евангельской Истины во всем мире.
Между тем, шум с неба привлек к Сионской горнице множество иудеев. Они были поражены неожиданным для них явлением: ученики Христовы, галилеяне по происхождению, люди неученые и необразованные, вдруг заговорили на иноземных языках. И, как ни разнообразна была толпа собравшихся по их происхождению и языку, каждый, однако, слышал какого-нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны. Удивление многих перешло в ужас, но нашлись и нечестивые, которые "насмехаясь, говорили", что апостолы "напились сладкого вина" (Деян. 2: 13). Тогда св. апостол Петр произнес первую проповедь, в которой указал на славное событие, совершившееся в сей день, как на исполнение древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос.
Проста и кратка была первая христианская проповедь, но так как устами апостола Петра вещал Дух Святой, слова его проникли в сердца слышавших и победили их упорство. Выслушав его, "они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?" - "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа", - отвечал им Петр. После сего "охотно принявшие слово" немедленно покаялись, уверовали, крестились, и к Церкви Христовой "присоединилось в тот день душ около трех тысяч" (Деян.2,37-41).
Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16). Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали "Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа" – "Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную".
В IV веке святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые доныне на праздничной вечерне. Чтобы сохранить верующих в благоговейном состоянии и сделать их способными, по примеру апостолов, к целомудреннейшему совершению коленопреклонений и молитв в честь Святого Духа, к достойному принятию бесценных даров благодати Божией, вечерню положено проводить вслед за литургией.
День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христа Спасителя, созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатию.