23 ноября 2024 г., СУББОТА, (10 ноября ст.)
Воронеж • Благовещенский кафедральный собор • ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ

27 сентября 2019 г • "Величай, душе моя, пречестный Крест Господень!"

В праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение Божественной литургии в Благовещенском кафедральном соборе.


Позднюю Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе совершил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий в сослужении клириков кафедрального собора.

На Литургии пелись особые праздничные антифоны, звучали слова ветхозаветных предуказаний на славу Креста Господня и новозаветных текстов, повествующих об исполнении пророчеств:

"Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть".

"Господь воцарися, да гневаются людие, седяй на херувимех, да подвижится земля".

"Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли".

"Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: аллилуиа".

Зачало послания апостола Павла возвещало: "Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божия!...Мы же проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие... Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор. 1:18-24).

Евангельское чтение переносило молящихся у подножию Креста Господня на древнюю Голгофу, освященную спасительной для всего мира жертвой Иисуса Христа, Спасителя мира: "Во время оно, совет сотвориша архиерее и старцы на Иисуса, яко да убиют Его. И приведоша Его к Пилату, глаголюще: возми, возми, распни Его. Глагола им Пилат: поимите Его вы и распните: аз бо не обретаю в Нем вины.

Отвещаша ему иудее: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори... Тогда убо предаде Его им, да распнется. Поемше же Иисуса и ведоша: и нося крест Свой изыде на глаголемое Лобное место, еже глаголется еврейски Голгофа, идеже пропяша Его и с Ним ина два сюду и сюду, посреде же Иисуса.

Написа же и титла Пилат и положи на кресте. Бе же написано: Иисус Назарянин, Царь Иудейский... Стояху же при кресте Иисусове Мати Его и сестра Матере Его Мариа Клеопова и Мариа Магдалина.

Иисус же видев Матерь и ученика стояща, егоже любляше, глагола Матери Своей: Жено, се, сын Твой. Потом глагола ученику: се, Мати твоя. И от того часа поят Ю ученик во своя си. Посем ведый Иисус, яко вся уже совершишася,

И приклонь главу, предаде дух..." (Ин. XIX, 6-11, 13-20, 25-28, 30-35).

Богослужебные песнопения исполняли митрополичий смешанный хор Благовещенского кафедрального собора под управлением регента Ильи Ижогина и мужской митрополичий хор под управлением регента Михаила Перфильева.

На сугубой ектении были произнесены прошения о единстве Святого Православия и о мире в Украине. Затем Архипастырь вознес молитву о прекращении братоубийственной смуты в земле Украинской.

Перед причащением мирян с проповедью о духовном значении праздника к молящимся обратился клирик кафедрального собора диакон Алексий Неделин.

Святых Христовых Таин за Литургией причастились более 120 человек.

Поле отпуста литургии у Креста, изнесенного вчера за всенощным бдением на середину храма, было совершено славление и поклонение кресту, возлежащему на праздничном аналое в центре храма.

О ПРАЗДНИКЕ:

Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня установлен в память обретения и воздвижения Креста Христова. Это знаменательное событие произошло при императоре Константине Великом, который первым из римских императоров прекратил гонения на христиан. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью "Сим победиши".

Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос, Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Иисус Христос. Император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.

Разыскивая Животворящий Крест, царица Елена расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью "Иисус Назорей, Царь Иудейский", сделанная по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.

Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно стал подносить кресты один за другим к тяжелобольной женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда; когда же возложили третий крест, она тотчас исцелилась. Случилось, что в это время несли к месту погребения тело усопшего. Поочередно стали возлагать кресты на умершего; и когда возложили третий крест, покойный ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.

Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест (отсюда название праздника - Воздвижение), чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: "Кирие, элеисон" (греч.- "Господи, помилуй"), поклонялся Честному Древу. Так как Крест был обретен перед праздником Святой Пасхи, то первоначально Воздвижение Креста Господня праздновали на второй день Пасхи.

В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу.

Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма - она скончалась в 327 году. Храм был освящен 26 сентября (по новому стилю) 335 года. На следующий день, 14 сентября (27 сентября нов. ст.), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня соединилось другое воспоминание - о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена. В 614 г. Хозрой, царь Персидский, во время войны с Византийским императором Фокою овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня, где оно пребывало 14 лет. В 628 году, после победы над персами и заключения мира, Святое Древо Креста Господня было возвращено императором Ираклием в Иерусалим. Император встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по внушению патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внес его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось также 14 сентября (27 сентября нов. ст.).

О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене. По преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения и принадлежит грекам.

ФОТОРЕПОРТАЖ
АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.