24 апреля 2021 г • "Ваиа добродетелей братие, принесем Христу Богу, грядущему нас ради человечески пострадати волею..." (Стихира службы Недели ваий)
Накануне Недели ваий, праздника Входа Господня во Иерусалим, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе.
В канун праздника Входа Господня во Иерусалим, именуемого также Вербным воскресеньем, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, совершил всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора.
Богослужебные песнопения торжественно исполнял смешанный митрополичий хор под управлением регента Ильи Ижогина.
На великой вечерне была совершена лития, прилежное моление о всем мире, и освящение хлебов.
Церковные песнопения праздничной службы возносили умы и сердца молящихся к духовному созерцанию евангельского события торжественного входа Господа Иисуса Христа в Иерусалим перед Его Крестными страданиями:
"Имеяй престол небо, и подножие землю, Бога Отца Слово и Сын соприсносущный, на жребяти безсловеснем смирися днесь, в Вифанию пришед. Темже дети еврейския, ветви руками держаще, хваляху гласом: осанна в вышних, благословен грядый Царь Израилев".
"Честное воскресение Твое прообразуя нам, воздвигл еси умершаго повелением Твоим, бездыханнаго Лазаря друга Блаже, из гроба четверодневна смердяща. Темже и на жребя возшед образно, якоже на колеснице носимь, языки укротевая Спасе. Сего ради и хваление приносит возлюбленный Израиль из уст ссущих, и младенец незлобивых, зрящих Тя Христе, входяща во святый град, прежде шести дней Пасхи".
"Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних!" (Стихиры на "Господи воззвах").
Многократно во время богослужения звучал тропарь праздника - его воспевали попеременно духовенство и смешанный митрополичий хор:
"Общее воскресение, прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!".
При пении полиелейных псалмов митрополит Сергий и служащее духовенство вышли на середину храма, где у иконы праздника торжественно воспели величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних и мы Тебе вопием: благословен Грядый во имя Господне".
При попеременном пении величания духовенством, хором и всеми богомольцами, было совершено полное каждение храма. Затем митрополит Сергий с архиерейской кафедры возгласил евангельское зачало, повествующее о событии нынешнего праздника (текст приводится в русском переводе):
"В то время, когда приближался Иисус к Иерусалиму и пришли в Виффагию на горе Масличной, тогда Иисус послал двух учеников и сказал им: идите в селение, которое напротив вас; и тотчас найдете ослицу привязанную и осленка с ней; отвяжите и приведите Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, вы ответите, что они нужны Господу, и тотчас пошлет их. А произошло это, чтобы исполнилось сказанное чрез пророка: Скажите дочери Сиона: вот, Царь твой грядет к тебе, кроткий и воссевший на ослицу и на осленка, сына подъяремной. Ученики, отправившись и сделав, как повелел им Иисус, привели ослицу и осленка и положили на них одежды, и Он сел поверх их. И очень многие в толпе разостлали свои одежды по дороге, другие же резали ветви с деревьев и расстилали по дороге; а народ, шедший впереди Его и следовавший за Ним, восклицал: Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!
И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение, и говорили: кто это? Народ же говорил: это пророк Иисус из Назарета Галилейского. А первосвященники и книжники, увидев дивные дела, которые Он совершил, и детей, восклицающих в храме: Осанна Сыну Давидову! - вознегодовали и сказали Ему: слышишь Ты, что они говорят? Иисус же ответил им: да! Разве вы никогда не читали: "Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил Себе хвалу"? И оставив их, вышел из города в Вифанию..." (Мф. 21, 1–11 и 15–17).
В подражание жителям Иерусалима, встречавшим Господа с зелеными пальмовыми ветвями (ваиями) и христиане приходят на это богослужение с молодыми ветвями верб, которые первыми просыпаются от зимнего сна - поэтому в русской богослужебной традиции этот праздник именуется также Вербным воскресеньем.
При чтении 50-го псалма митрополит Сергий совершил каждение верб, приготовленных для освящения, и, по окончании псалма, возгласил молитву на освящение ваий (текст молитвы приводится в русском переводе):
"Господи Боже наш, восседающий на Херувимах, воздвигший силу Твою и пославший единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет Он мир Крестом, погребением и Воскресением Своим. Его, пришедшего в Иерусалим на добровольное страдание, люди, пребывавшие во тьме и тени смертной, встретили, взяв символы победы – ветви деревьев и побеги пальм, и воскресение тем предсказали. Сам, Владыка, и нас, в этот предпраздничный день пальмовые и древесные ветви в подражание им в руках держащих и как те толпы и дети возгласы "Осанна" Тебе приносящих, соблюди и сохрани. Чтобы нам с гимнами и песнями духовными удостоиться достигнуть животворящего и тридневного Воскресения, во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты, со Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь".
По завершении молитвы Архипастырь и духовенство окропили вербы святой водой. Затем было совершено помазание духовенства и мирян освященным елеем.
Освященные вербы после богослужения верующие несут в свои дома, где с благоговением хранят возле икон.