25 апреля 2021 г • "...Веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен Грядый во имя Господа, Спаса нашего!" (Стихира службы Недели ваий)
В праздник Входа Господня во Иерусалим, Вербное воскресенье, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение Божественной литургии в Благовещенском кафедральном соборе.
25 апреля, в Неделю Ваий, праздник Входа Господня во Иерусалим, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, совершил Божественную литургию святители Иоанна Златоуста в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежского Епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин и клирики кафедрального собора.
Молитвенным пением украшал праздничное богослужение митрополичий мужской хор под управлением регента Михаила Перфильева.
Желая прославить Господа и Спасителя, грядущего во Иерусалим, в этот праздник верующие приходят на богослужение с распустившимися ветками вербы и первыми весенними цветами; в руках духовенства - также небольшие букеты с пальмовыми ветвями и цветами - от этого храмы приобретают праздничный и торжественный вид.
На сугубой ектении были произнесены прошения о единстве Святого Православия и о мире в Украине. Также были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Затем Владыка Сергий вознес молитву о прекращении братоубийственной смуты и водворении мира в земле Украинской.
После пения "Отче наш" и запричастного стиха с проповедью о празднике к молящимся обратился клирик кафедрального собора иерей Михаил Семенов.
Перед отпустом была вознесена молитва, читаемая во время распространения вредоносного поветрия.
В завершение богослужения у иконы Входа Господня во Иерусалим в центре храма было совершено славление: духовенство попеременно с хором пропели тропарь, кондак и величание праздника. После прочтения уставной молитвы ветви верб, которые держали в руках богомольцы во время богослужения, были окроплены святой водой.
О ПРАЗДНИКЕ:
Торжественный Вход Господа нашего Иисуса Христа в святой город Иерусалим совершился за несколько дней до Его Крестных страданий и смерти. Жители города, услышав, что приближается Учитель и Чудотворец Иисус, воскресивший умершего Лазаря, четыре дня лежавшего во гробе, – в духовном восторге вышли навстречу Тому, Кого они надеялись теперь назвать своим Царем и Мессией. Господь входит в Иерусалим, сопровождаемый толпами народа. Так повествуется в Евангелии: "На другой день (после воскрешения Лазаря) множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.
Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо" (Евангелие от Иоанна, глава 12, стихи 12-18).
Люди, чувствуя величие происходившего, от избытка сердец взывали ко Христу: "Осанна!" (что значит "благословен") и постилали на Его пути зеленые пальмовые ветви. Издавна с такой торжественностью встречали царей и великих завоевателей - и теперь в возложении ветвей выразилось тысячелетнее чаяние иудеев о пришествии земного Царя, Мессии, который воссядет на престоле царя Давида, сделает иудейское царство вновь славным и могущественным во вселенной... Не только народ, даже ученики Его тогда еще не могли понять, что Царство Христа - "не от мира сего…" (Ин. 18:36).
С тех пор миновало две тысячи лет. Но каждый год мы, подобно жителям Иерусалима, приходим встречать Христа в храмы с ветвями деревьев (по церковнославянски - с "ваиями"). В России не растут пальмы, да и другие деревья из-за суровости климата еще не распускаются. Только вербы покрываются нежными пушистыми почками. Поэтому верба - символ весны и вместе с тем - духовного возрождения. Она таит в себе листья, но еще не выпускает их, тем самым давая понять, что наша радость от праздника Входа Господня еще не полна сама по себе, но таит в себе начатки грядущей великой Пасхальной радости!
Освященные вербы, как память о нашем участии в великом событии мы приносим в свои дома и с благоговением храним у святых икон.
В этот праздничный день, несмотря на продолжающийся Великий пост, разрешается вкушение рыбных блюд.
Тропарь праздника, глас 1:
Общее воскресение, прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!
Иной тропарь праздника, глас 4:
Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.
Кондак праздника, глас 6:
На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.
Величаем Тя, Живодавче Христе; осанна в вышних и мы Тебе вопием. Благословен грядый во имя Господне!